Рассказываем о книге «Пять лет» Камилы Ковязиной и обсуждаем ее с автором

Гуляли мы как-то вечером с подругой. Было поздно, но расходиться не хотелось. Тогда я предложила зайти в книжный магазин, куда часто приезжала с мамой в детстве: мы с ней ходили между книжными стендами и изучали обложки. В этот раз я наткнулась на книгу Камилы Ковязиной «Пять лет». Привлек отзыв писательницы Лили Калаус на оборотной стороне: «Мир глазами женщины – с его стрессами, радостями, горестями, материнством, глупостью, мудростью, предательством и верой в дружбу и любовь». Объем книги оказался небольшой, поэтому прочитали ее прямо в магазине.

В «Пять лет» описаны первые годы материнства трех молодых женщин. Акерке теряет себя в попытках угодить мужу и свекрови. Алия оказывается в тяжелом финансовом положении, пока находится в декрете. Мадина впадает в депрессию и теряет связь со своим ребенком. В тяжелый период девушки находят поддержку друг в друге. Материнство – история, о которой обычно молчат – типичная и неинтересная. Камиле Ковязиной удалось рассказать ее без вызова и жалоб. Здесь ненавязчиво подняты важные табуированные темы. «Пять лет» можно назвать приземленной центральноазиатской версией «Секса в большом городе». С первой страницы чувствуешь себя четвертой подругой главных героинь. Эффект погружения усиливает эпистолярная форма (использование различных форм личной переписки в повествовании. – Tatler). Правда, я все время отвлекалась на обложку. Сначала подумала, что здесь раскрывают пальцами рану. Только потом увидела здесь красивый силуэт беременной женщины, который обхватывают шесть рук.

Tatler Asia

Хотела выбрать книгу «Пять лет» для рубрики Editors’ Pick, но мне удалось обсудить ее с автором – Камилой Ковязиной. Она рассказала об идее, сложном выборе при построении сюжета и нереалистичном конце.

Идея

У меня двое детей. Все свое время посвящаю им и работе. Но в какой-то момент поняла, что забыла о себе, и решила отрефлексировать этот опыт в книге. «Пять лет» стала размышлением о женщинах и материнстве.

Tatler Asia
IMAGE Фото из личного архива Камилы Ковязиной

Героини

Чтобы придать героиням психологической глубины, я опиралась на опыт разных женщин. Было интересно исследовать, как на них повлияло материнство. Оказалось, что независимо от ценностей и взглядов, мы все проходим через один долгий и сложный трансформационный процесс.

В моей книге герои закалились и стали лучше, но в жизни такое происходит не со всеми. Например, у Акерке был риск превратиться в свою свекровь – осуждающую, давящую, неэмпатичную. Она избежала этого, потому что продолжила общаться с Мадиной и Алией. Я верю, что важно сохранять широкий круг общения и не замыкаться.

Цель

Я не собиралась переворачивать мир, менять взгляды или решать проблемы. Просто выплеснула то, что копилось во мне годами. Даже не подозревала, как сложно мне давалось материнство. Я была психологически подавлена и даже несчастна.

Пока писала книгу, постоянно вставляла комментарии по поводу среднего образования, колледжей, секс-просвета и регионального развития. Потом поняла, что важные проблемы нужно поднимать, они же вызывают у читателя сильный эмоциональный отклик. Например, мне не нравится пренебрежительное и редукционистское отношение к практикующим мусульманам. Поэтому мне было важно показать, что вопрос религии может объединять.

Идентичность

Все героини отражают мой опыт, но по характеру мне ближе Алия. Она душевная, теплая, милосердная – и при этом сильная. Ее история мне близка: наша семья проходила через те же трудности, когда у меня родилась сестренка. Денег не было. Подгузники мы почти не покупали – стирали многоразовые пеленки. На меня этот период произвел сильное впечатление.

Tatler Asia
IMAGE Фото из личного архива Камилы Ковязиной
Tatler Asia
IMAGE Фото из личного архива Камилы Ковязиной

Сложности

Несколько раз я впадала в ступор. События шли не по плану, появлялись новые герои. Мне тяжело далась сцена, где у ребенка Акерке поднялась температура. Надо было не переборщить с чувствами главной героини. Сейчас читатели делятся, что сцена доводит их до слез. Значит, я сделала все правильно. В моменте, когда Мадина сидит у психолога, я описала собственные эмоции. Мне было страшно, что это вызовет негативную реакцию близких. Но, кажется, они сочли это за вымысел. Есть сцена, которую я не добавила – Мадина должна была совершить попытку суицида. Без этого в сюжете как будто образовалась дыра. Не хватило эмоциональных сил это написать, и я оставила все как есть.

Конец

Хотела показать, что из всего можно выбраться. Зачем настаивать на том, что жизнь несправедлива и печальна? Мне рассказывали историю, как женщина осталась одна с четырьмя детьми – ее муж совершил суицид. Тогда им помогли родственники. Десять лет спустя детки закончили школу и поступили в колледжи и университеты. Сейчас у них все хорошо. Я сама через это прошла и поэтому хочется вселять надежду. Если сейчас тяжело, то через лет пять все будет по-другому.

Темы