Еще недавно, в разгар #MeToo, этот вопрос вызвал бы улыбку. Казалось, что это мир «белых цисгендерных мужчин» уходит в прошлое. Главный редактор Forbes Woman Russia размышляет о том, что теперь стало с женской повесткой

Однажды, еще на заре моей работы в российском Forbes Woman, меня пригласили прочитать лекцию о «женском лидерстве» для регионального офиса одной большой международной IT-компании. Дело было в начале 2020 года: до русскоязычного пространства уже докатилось из-за океана #MeToo, а самые прогрессивные руководители бизнеса старательно заучивали, как расшифровываются аббревиатуры DEI (diversity, equality, inclusion) и D&I (diversity & inclusion). Они только входили в моду, но уже страшно манили пиарщиков, которые быстро нашли в поддержке женщин золотую жилу для красивых пресс-релизов. А я хотела сесть на эту волну – и сделать так, чтобы у женщин и правда были все возможности реализовывать свои амбиции.

Наивная. 

Но в тот момент я, еще полная надежд и цитат из международных отчетов McKinsey и Ernst & Young по гендерному равенству, на звонке с представителями компании с разбегу начала рассказывать, как после моей лекции их сотрудники буквально проснутся феминистами. Через 15 минут я почувствовала, как на том конце провода повисла тяжелая тишина. «Понимаете, Юлия, – вкрадчиво пояснила моя собеседница, – это все звучит очень здорово, но тут такая ситуация: из американского офиса пришла разнарядка с KPI по количеству женщин на ключевых должностях во всех подразделениях. А у нас в Саратове старший инженер Сергей Петрович за 20 лет ни с одной женщиной, кроме бухгалтера, не работал. Вы можете им, пожалуйста, как-то мягко объяснить, чтобы они этих девочек не сильно обижали?»

Тогда эта история быстро спустила меня с небес на землю. Сначала я думала: дело не в тебе – дело в нас. Западные гендерные «разнарядки» действительно не учитывали сложную, очень нелинейную историю женской повестки на постсоветском пространстве, где после 70 лет «официального равенства» (не путать с фактическим) общество резко повело в другую крайность. Где для начала стоило бы решить базовые проблемы, например связанные с уровнем домашнего насилия или положением женщин внутри семьи. Изменить систему воспитания, которая пестует в девочках качества, полезные «хорошим женам», а вовсе не CEO бизнеса. А уже потом можно задаваться вопросами квот для женщин в советах директоров.

Но время показало, что мы сильно переоценивали свою «отсталость»: условный «прогрессивный Запад» тоже в итоге оказался не готов к радикальному решению вопросов равенства и инклюзии. Спустя еще пять лет, которые вместили в себя пандемию и череду мировых катаклизмов, мы обнаружили себя буквально посреди обломков всего того, на чем строилась женская повестка 2020-х. Поддержка женщин и уязвимых групп как база, на которой строятся ценности современных компаний, оказалась слишком хрупким фундаментом. И вот уже крупнейшие мировые корпорации – Amazon, Walmart, Zoom, Apple, Coca-Cola – отказываются инвестировать в DEI. А новый президент США Дональд Трамп и его соратник Илон Маск обещают буквально истребить все подобные инициативы в стране. Маятник мировой повестки, который в последние годы все-таки стремился влево, резко качнулся в обратную сторону. 

Tatler Asia
IMAGE Агитплакат 1914 года, призывающий женщин Германии на публичные собрания во имя избирательного права | Getty Images

Это стало сигналом для всего мирового бизнеса – американцы всегда задавали тренды остальному рынку. И хотя первой защитной реакцией было желание обвинить во всем консервативных политиков, горькая правда заключается в том, что вся система diversity & inclusion в мире переживает колоссальный кризис, который придумали не в Белом доме. Более того, за последние два года 63 крупнейшие мировые компании сократили такие программы в своих корпоративных стратегиях. И это в первую очередь связано с тем, что они в краткосрочной перспективе показали недостаточную эффективность при очень высоких затратах. Почему? Да потому, что чаще всего работали на красивые отчеты и громкие пресс-релизы, а не на реальное решение проблем. Исследование Ernst & Young в 2024 году показало, что только 7% компаний в Европе «конкретно и по-настоящему создают культуру разнообразия и инклюзивности на рабочем месте».

При этом все подобные заявления звучат поразительно для меня, живущей в другой реальности, где словосочетание «женское лидерство» в последние годы настолько испорчено всеми, кто на нем пытался хайпануть или заработать, что потеряло свое первоначальное значение. Теперь за этой вывеской можно обнаружить примерно все и сразу: от дыхания маткой в поисках внутренней богини до бессмысленных советов о том, как достичь work-life-balance, если ты работающая мать (читайте мой новый бестселлер «Никак»). В какой-то момент я даже стала начинать все свои лекции со слов, что если в мире и есть словосочетание, которое я по-настоящему ненавижу, так это «женское лидерство». Потому что оно – безопасное, нейтральное, идеальное для корпоративных отчетов – подменило собой разговор о действительно важных вещах.

Tatler Asia
WELLINGTON, NEW ZEALAND - JULY 21: New Zealand Prime Minister Jacinda Ardern speaks during a press conference at Parliament on July 21, 2022 in Wellington, New Zealand. It is Niue Premier Dalton Tagelagi's first official visit to New Zealand.  (Photo by Hagen Hopkins/Getty Images)
IMAGE Джасинда Ардерн | Getty Images
WELLINGTON, NEW ZEALAND - JULY 21: New Zealand Prime Minister Jacinda Ardern speaks during a press conference at Parliament on July 21, 2022 in Wellington, New Zealand. It is Niue Premier Dalton Tagelagi's first official visit to New Zealand.  (Photo by Hagen Hopkins/Getty Images)

Если очистить всю эту ситуацию от наносного, от шелухи и блесток, от громких заявлений политиков и корпоративной конъюнктуры, перед нами останется просто женщина – из Усть-Каменогорска, Саратова или Далласа в штате Техас, – которой надо выживать в этом мире, что-то пока не планирующем становиться better place. По разным подсчетам, до достижения гендерного равенства на планете нам еще ждать от 300 (так считают в ООН) до 134 лет (оптимистами оказались составители Gender Gap Report). В любом случае нашей героине никак не дождаться этого момента, поэтому надо выживать в предлагаемых условиях.

А условия так себе:

  • каждая третья женщина в мире хотя бы раз в жизни сталкивалась с насилием;
  • при этом в большинстве стран мира нет закона о домашнем насилии (и поэтому история Салтанат Нукеновой стала таким важным и резонансным кейсом, а Казахстан – примером того, как власти страны должны реагировать на такие случаи);
  • женщины в среднем зарабатывают на 25% меньше мужчин за ту же работу;
  • женщины выполняют 75% неоплачиваемой работы, занимаясь уходом за детьми, домом и родственниками: объем этого труда эксперты приравнивают к ВВП некоторых стран;
  • только в 27 странах 28 женщин занимают посты глав государств и/или правительств;
  • в 2024 году доля женщин, занимающих высшие руководящие должности в компаниях по всему миру, по подсчетам Grant Thornton, составила только 33,5%;
  • по последнему отчету ООН, в 2025 году женщины обладают только 64% тех прав, что есть у мужчин.
Tatler Asia
IMAGE Getty Images

При этом многочисленные исследования показывают, что именно женщины склонны к более устойчивому лидерству. В странах, которыми руководят женщины, ниже уровень преступности и нет тенденций к участию в военных конфликтах. А в 2020 году на Всемирном экономическом форуме были озвучены данные Центра исследований экономической политики, которые показали: с пандемией COVID-19 лучше справились именно те страны, которыми управляли женщины. Почему так происходит? Потому что женщинам свойственно вовсе не «женское лидерство», о котором так любят говорить на конференциях к 8 Марта, а «новое лидерство». То самое, которое и должно спасти наш мир, погрязший в военных конфликтах и климатическом кризисе. Среди его характеристик: эмпатия, социальная ответственность, экологичность, инклюзивность, толерантность. То есть все те слова, которые мы теперь так редко слышим на уровне мировой политики, но которые на самом деле могут вывести нас из кризиса.

«В условиях, когда мир охвачен кризисами, острая необходимость в увеличении числа женщин на высших государственных постах выходит за рамки задачи обеспечения гендерного равенства. <...> В этот переломный момент истории, когда призыв к инновационному лидерству звучит как никогда громко, публичная риторика может заметно измениться, если начать формировать ее на основе инклюзивного, преобразующего лидерства, которое предлагают женщины», – заявила Мойра Форбс, вице-президент Forbes и издательница глобального Forbes Women, анонсируя выход очередного рейтинга самых влиятельных женщин мира. Среди них – как политики мирового уровня, так и певица Тейлор Свифт или телеведущая Опра Уинфри. 

Tatler Asia
IMAGE Тейлор Свифт | Getty Images

Но где они, эти влиятельные женщины, а где каждая девочка из Усть-Каменогорска, Саратова или Далласа? Которая до сих пор чаще всего с детства слышит, что ей лучше «мужа найти хорошего», что «математика и футбол – для мальчиков», что ей «лучше умерить амбиции». Которая жертвует своими мечтами ради того, чтобы быть «примерной женой» и «хорошей матерью». На самом деле расстояние не так уж велико: такой девочкой могла быть любая из списка влиятельных. Работая в Forbes, я точно знаю: каждая героиня обложки, руководительница бизнеса, предпринимательница, каждая с виду недосягаемая «гранд-дама» сталкивалась с теми же стереотипами и барьерами. Она так же боялась и падала. Разница лишь в том, что потом она находила в себе силы подняться и идти дальше, борясь за свое место в обществе и бизнесе. 

Но проблема в том, что большая часть успешных женщин, по моему опыту, представляют собой классическую «ошибку выжившего». Они сломали систему и победили внутренние стереотипы в силу уникального сочетания факторов: правильное воспитание, врожденный характер, удача, поддержка партнера и семьи, жизненные обстоятельства, да и просто сила духа и склонность к трудоголизму. Но, добравшись до верха, они предпочитают побыстрее забыть все те сложности, с которыми когда-то сталкивались. Все эти регалии и звания достались им тяжелейшей работой, личными жертвами, вечным чувством вины и неприятными компромиссами, неизбежными для женщин, которые строят карьеру. Но, когда задаешь им вопросы о пережитом, они только отмахиваются: «Надо просто много работать, все стереотипы в голове». 

Tatler Asia
IMAGE Мини-юбка Мэри Куант, ставшая символом революции женской моды и свободы самовыражения | Getty Images

Но это неправда. Стереотипы не появляются сами по себе – они попадают к нам в голову из общества, которое и должно меняться. Потому что не все женщины в мире обязаны быть супергероинями и пробивать себе дорогу наверх, идя на жертвы и компромиссы. Но каждая точно имеет право на реализацию своих амбиций и на предоставление ей равных возможностей. Таких женщин – миллиарды, это каждая из нас. Ровно для этой цели когда-то и были придуманы программы по DEI и D&I. И тот факт, что на данном этапе выяснилось, что они были не так хорошо продуманы или недостаточно эффективно реализованы, не означает, что миллиарды женщин должны вернуться на кухню. Такое уже пробовали сделать в 1950-х в США, когда после Второй мировой войны началась эпоха беби-бума: еще недавно стоявшие у станка на заводе боеприпасов женщины оделись в пышные платья, нарожали детей и стали изображать идеальных хозяюшек.

Чем это закончилось? Через десять лет в стране обнаружили катастрофический уровень женских суицидов и употребления ими антидепрессантов и алкоголя, а Бетти Фридан в 1963 году написала свою легендарную книгу «Загадка женственности», в которой разрушила американскую мечту, рассказав всю правду о «простом счастье домохозяйки». Тогда в мире начались вторая волна феминизма, сексуальная революция, Мэри Куант изобрела мини-юбку, а фармацевтические компании выпустили на открытый рынок оральные контрацептивы, чтобы женщины могли контролировать свои репродуктивные функции. Хелен Герли Браун стала первой женщиной, которая возглавила женский журнал – Cosmopolitan – и объявила, что пришло время новой молодой девушки, которая хочет работать и тратить деньги сама. За следующие 30 лет на рынок труда вышли 38 миллионов американок. Long story short: план «кухня» провалился. 

Tatler Asia
IMAGE Главред Cosmopolitan Хелен Герли Браун стояла у истоков его превращения в феминистский манифест | Getty Images

И, несмотря на все сложности, гендерное неравенство и несправедливость в отношении женщин, о которых я говорила выше, нам важно осознать и другой факт: за последние 100 лет мы добились таких прав и свобод, завладели таким количеством ресурсов, капиталов и власти, как никогда в человеческой истории. Никогда в мировой истории не было такого количества женщин, обладающих собственными ресурсами. Клара Цеткин и Роза Люксембург, придумавшие в начале ХХ века 8 Марта, мечтали об избирательных правах, а мы сегодня – о женщинах на президентских постах. И единственный важный вопрос, на который нам пора ответить: как мы этими ресурсами воспользуемся и станем ли теми «новыми лидерами», которые так нужны миру?

Мы прямо сейчас находимся в разгаре масштабного пересмотра ценностей, всей мировой политики в целом и женской повестки в частности. Сможем ли мы найти новый, менее радикальный и более эффективный подход к diversity, зависит не от каких-то ребят, что сидят наверху. Это будет зависеть от женщин, которые уже обладают достаточным влиянием и ресурсами, но еще способны найти внутри себя ту девочку, которая сталкивалась со стереотипами и барьерами на своем пути, но смогла их преодолеть, потому что ее мечты и амбиции оказались сильнее общественного давления. 

Нам, женщинам с привилегиями и возможностями, важно задать себе вопросы: как на самом деле мы можем помочь другим женщинам, у которых ресурсов меньше? какую по-настоящему эффективную систему можно выстроить в бизнесе и обществе, чтобы этих барьеров стало меньше? как нам вырастить профессиональных женщин до уровня советов директоров, а не посадить их туда по квотам? И в этом смысле я уверена, что опыт стран с более традиционным укладом, но которые сумели добиться системных изменений (как случилось в Казахстане после «дела Салтанат»), может быть особенно полезным. Потому что здесь точно знают, как объяснить инженеру Сергею Петровичу, почему девочек на работе не надо обижать.