Еще недавно, в разгар #MeToo, этот вопрос вызвал бы улыбку. Казалось, что это мир «белых цисгендерных мужчин» уходит в прошлое. Главный редактор Forbes Woman Russia размышляет о том, что теперь стало с женской повесткой
Однажды, еще на заре моей работы в российском Forbes Woman, меня пригласили прочитать лекцию о «женском лидерстве» для регионального офиса одной большой международной IT-компании. Дело было в начале 2020 года: до русскоязычного пространства уже докатилось из-за океана #MeToo, а самые прогрессивные руководители бизнеса старательно заучивали, как расшифровываются аббревиатуры DEI (diversity, equality, inclusion) и D&I (diversity & inclusion). Они только входили в моду, но уже страшно манили пиарщиков, которые быстро нашли в поддержке женщин золотую жилу для красивых пресс-релизов. А я хотела сесть на эту волну – и сделать так, чтобы у женщин и правда были все возможности реализовывать свои амбиции.
Наивная.
Но в тот момент я, еще полная надежд и цитат из международных отчетов McKinsey и Ernst & Young по гендерному равенству, на звонке с представителями компании с разбегу начала рассказывать, как после моей лекции их сотрудники буквально проснутся феминистами. Через 15 минут я почувствовала, как на том конце провода повисла тяжелая тишина. «Понимаете, Юлия, – вкрадчиво пояснила моя собеседница, – это все звучит очень здорово, но тут такая ситуация: из американского офиса пришла разнарядка с KPI по количеству женщин на ключевых должностях во всех подразделениях. А у нас в Саратове старший инженер Сергей Петрович за 20 лет ни с одной женщиной, кроме бухгалтера, не работал. Вы можете им, пожалуйста, как-то мягко объяснить, чтобы они этих девочек не сильно обижали?»
Тогда эта история быстро спустила меня с небес на землю. Сначала я думала: дело не в тебе – дело в нас. Западные гендерные «разнарядки» действительно не учитывали сложную, очень нелинейную историю женской повестки на постсоветском пространстве, где после 70 лет «официального равенства» (не путать с фактическим) общество резко повело в другую крайность. Где для начала стоило бы решить базовые проблемы, например связанные с уровнем домашнего насилия или положением женщин внутри семьи. Изменить систему воспитания, которая пестует в девочках качества, полезные «хорошим женам», а вовсе не CEO бизнеса. А уже потом можно задаваться вопросами квот для женщин в советах директоров.
Но время показало, что мы сильно переоценивали свою «отсталость»: условный «прогрессивный Запад» тоже в итоге оказался не готов к радикальному решению вопросов равенства и инклюзии. Спустя еще пять лет, которые вместили в себя пандемию и череду мировых катаклизмов, мы обнаружили себя буквально посреди обломков всего того, на чем строилась женская повестка 2020-х. Поддержка женщин и уязвимых групп как база, на которой строятся ценности современных компаний, оказалась слишком хрупким фундаментом. И вот уже крупнейшие мировые корпорации – Amazon, Walmart, Zoom, Apple, Coca-Cola – отказываются инвестировать в DEI. А новый президент США Дональд Трамп и его соратник Илон Маск обещают буквально истребить все подобные инициативы в стране. Маятник мировой повестки, который в последние годы все-таки стремился влево, резко качнулся в обратную сторону.

Это стало сигналом для всего мирового бизнеса – американцы всегда задавали тренды остальному рынку. И хотя первой защитной реакцией было желание обвинить во всем консервативных политиков, горькая правда заключается в том, что вся система diversity & inclusion в мире переживает колоссальный кризис, который придумали не в Белом доме. Более того, за последние два года 63 крупнейшие мировые компании сократили такие программы в своих корпоративных стратегиях. И это в первую очередь связано с тем, что они в краткосрочной перспективе показали недостаточную эффективность при очень высоких затратах. Почему? Да потому, что чаще всего работали на красивые отчеты и громкие пресс-релизы, а не на реальное решение проблем. Исследование Ernst & Young в 2024 году показало, что только 7% компаний в Европе «конкретно и по-настоящему создают культуру разнообразия и инклюзивности на рабочем месте».
При этом все подобные заявления звучат поразительно для меня, живущей в другой реальности, где словосочетание «женское лидерство» в последние годы настолько испорчено всеми, кто на нем пытался хайпануть или заработать, что потеряло свое первоначальное значение. Теперь за этой вывеской можно обнаружить примерно все и сразу: от дыхания маткой в поисках внутренней богини до бессмысленных советов о том, как достичь work-life-balance, если ты работающая мать (читайте мой новый бестселлер «Никак»). В какой-то момент я даже стала начинать все свои лекции со слов, что если в мире и есть словосочетание, которое я по-настоящему ненавижу, так это «женское лидерство». Потому что оно – безопасное, нейтральное, идеальное для корпоративных отчетов – подменило собой разговор о действительно важных вещах.