Представляем новую рубрику Tatler, где кураторы будут рассказывать про художников Казахстана
Осенью 2025 года откроется музей современного искусства Almaty Museum of Arts. Редакция встретилась с Ингой Латсе, главным куратором AMA, и она рассказала нам про казахстанскую художницу Алмагуль Менлибаеву.
Алмагуль Менлибаева – современная художница, которая в своем искусстве поднимает важные социальные и экологические вопросы. Алмагуль окончила факультет декоративно-прикладного искусства в Государственном театрально-художественном институте им. Жургенова. В 1980-е работу с тканями называли ремесленничеством и к живописи не относили. Инга считает, что Алмагуль совместила живопись и ткань банально из-за доступности материала. Либо же она стремилась к индивидуальности – в любом случае, это стало изюминкой карьеры художницы.
В альма-матер судьба свела ее с Зиттой Султанбаевой и Сауле Сулейменовой. Вместе они основали арт-объединение «Зеленый треугольник». Участники объединения хотели заявить о себе, искали свободу мысли и писали картины. От всех Алмагуль отличала мультидисциплинарность – уже в нулевые она начала работать с фотографией, видео, перформансом. К сожалению, к живописи так и не вернулась, но часто возвращалась к текстилю. Сейчас Алмагуль работает с искусственным интеллектом.
В своих работах она создает абсурдный утопический мир: вместо мужчин изображает женщин, вместо одежды использует снег, приплетает к документальности элементы сна, раскрывает историю кочевничества, мифологии и шаманизма. Инга называет такой подход центральноазиатским футуризмом. Алмагуль переосмысливает прошлое, чтобы создать будущее. Ее картины становятся своего рода исследованием и находят продолжение в новых работах художницы, поэтому Инга особое внимание уделяет ранней живописи Алмагуль. Вместе с куратором мы рассмотрели картины «Белая выходит замуж», «Хорошо» и «Райское время».

«Белая выходит замуж», 1989
Эта картина о свободе выбора и роли женщины в обществе была написана в конце 1980-х. В итоге она превратилась в полноценный триптих. Здесь мы видим, что задник картины выполнен из ткани.


«Белая выходит замуж» трансформируется в 2002 году в видеоработу «Вечная невеста». На видео Алмагуль гуляет по улицам Алматы в свадебном платье, чем вызывает у прохожих много стереотипных вопросов. Свадебное платье Алмагуль купила у подруги. Оно год висело в шкафу художницы и беззвучно давило – «Когда замуж?».
Завершает триптих видеоработа «Апа». В казахской культуре существует принцип «Жеті ата» (с каз. – «Семь дедушек»). Согласно ему необходимо знать семь поколений предков по мужской линии. Алмагуль же сменила гендерные роли. В «Апа» танцуют обнаженные женщины, которые прячутся за сугробами, символически напоминающими юбки.

«Хорошо», 1992
Алмагуль часто писала картины в период трансформаций. В «Хорошо» появляется стрелка, которая отражает движение вперед, символизирует желание выйти за рамки. Алмагуль борется с консервативностью казахстанского общества. Люди говорят женщинам: тебе надо быть хорошей дочкой, женой, мамой… Оранжевой стрелкой Алмагуль хочет показать будущее, некую утопию, где этих рамок нет. Это распространенная практика в патриархальном мире – изображение женщин женщинами, стремление к эмансипации. «Хорошо» – это простая бытовая семейная история.


«Райское время», 1992
«Райское время» – продолжение темы трансформаций. Вне студии в жизни художницы произошло много перемен, которые трудно назвать райскими. Алмагуль справляется с переживаниями через описание других миров и возможностей и добавляет сюда элементы сна. Работы художницы почти всегда социально направленные. Например, здесь впервые появились животные, так Алмагуль хочет поднять вопрос экологии.


