Lifestyle|Arts

Я против артхауса: интервью с Адильханом Ержановым

Автор Егор Ходаков
20.02.2025
Я против артхауса: интервью с Адильханом Ержановым

Казахстанский режиссер и сценарист Адильхан Ержанов рассказал о своих интересах, страхах и предпочтениях в интервью, приуроченном к его участию на Берлинале

С 13 по 23 февраля проходит 75-й Берлинский международный кинофестиваль. В его программу вошел «Кадет» – картина казахстанского режиссера и сценариста Адильхана Ержанова. Фильм представлен в секции Forum – платформе для размышлений о кинематографе, социально-художественного дискурса и уникальной эстетики. Европейская премьера пост-хоррора о мальчике, которого отдали в военную школу, состоится 18 февраля. Ранее картину «Кадет» представили на 37-м Токийском международном фестивале.

В связи с этим мы поговорили с Адильханом Ержановым и обсудили тренд на пост-хорроры, влияние комедий на казахстанский кинематограф, развитие вкуса и насмотренности, правки в сценариях, личные страхи, мужское одиночество и многое другое.

В детстве Адильхан любил лепить персонажей из пластилина. Перед началом интервью мы предложили ему слепить что-нибудь во время разговора. Он выбрал графа Орлока в исполнении Макса Шрека из фильма «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. Что из этого вышло – узнаете, прочитав интервью до конца.

Об интеллектуальном и артовом кино

Разделять кино на артхаус и коммерческое – довольно наивно. Это говорит о качестве и насмотренности зрителя. Тенденция появилась в эру видеокассет, когда полки с фильмами нужно было маркировать. Среди типичных боевиков и комедий попадались работы Фассбиндера и Херцога. Для них придумали специальную полку с удобным названием «артхаус». Туда попадали картины Копполы, Вуди Аллена и даже некоторые фильмы Спилберга. Подобная каталогизация удобна для продаж, но суть жанра она совершенно не отражает. Вообще, я против термина «артхаус». Это какая-то непонятная резервация.

Я против артхауса: интервью с Адильханом Ержановым

Тренд на пост-хорроры

Пост-хоррор – жанр, который удобен авторам и продюсерам. Это своеобразный полигон для новых идей и приемов больших мастеров, которые нашли возможность получать заказы и свободно выражаться. Даже тот, кто не работал в жанре «хоррор», перешел в него. Зритель устал от шаблонных ужасов, ему нужно что-то новое, по-настоящему пугающее. Допускаю крамольную мысль, что Тарковский, Кубрик и Бергман могли бы создать нечто в жанре «пост-хоррор», если бы творили в наше время. Страх киногеничен. Это самый благородный инструментарий для режиссера. 

Мы стоим у истоков жанра. Прогресс неизбежно приведет к чему-то новому, не связанному с хоррорами. В качестве аналогии можно привести кинематограф после Первой мировой войны. Тогда активно распространялось влияние немецкого экспрессионизма. Появились «Носферату, симфония ужаса», «Голем», «Кабинет доктора Калигари» – фильмы, которые отражали страхи потерянного поколения и ужасы войны, воплощенные в поэтике монстров. Эти картины до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на современных авторов. Тренд на пост-хорроры приведет к рождению не одного, а целой плеяды новых молодых режиссеров.

Оз Перкинс

Клишированный сценарий «Собирателя душ» сильно расстроил меня, но как режиссер я наблюдал за стилистикой Оза Перкинса и не увидел ни одного кадра, лишенного эстетики. Он большой поэт, который однажды выдаст что-то удивительное. Такие режиссеры отличаются тем, что вкладываются в повествование и находят там поэзию. Например, Ридли Скотт в свои лучшие годы работал с клишированными сценариями, но умудрялся создавать шедевры.

Значимость комедий

Комедии никуда не денутся. Чем тоталитарнее общество, тем больше необходимости в эскапизме – в кино, которое позволяет забыться и уйти от проблем. При низком уровне жизни зрители чаще выбирают легкие фильмы, тогда как при высоком – отдают предпочтение серьезному кино. Например, в Скандинавии популярен неонуар, а в более бедных странах – комедии.

Скепсис к казахстанскому кино

Некоторые считают, что казахстанское кино – это преимущественно комедии. Но важно понимать, что существуют и фильмы совершенно другого направления. Например, так называемый артхаус. Не только я работаю в нем. Есть множество имен, хорошо известных за рубежом: Сатыбалды Нарымбетов, Дамир Манабай, Дарежан Омирбаев, Серик Апрымов, Нариман Туребаев, Эмир Байгазин. Ассоциировать казахстанское кино только с одним жанром – ошибка. Я не умаляю достоинства коммерческого кино. Это то, что кормит индустрию и привлекает внимание массового зрителя. Успех комедий и мелодрам создает возможности для финансирования авторских проектов.

О правках в сценариях и работе скрипт-докторов

90% деятельности профессиональных сценаристов заключается в переписывании чужих работ. Так устроен рынок, и иногда это хорошо. По своему опыту могу сказать, что вмешательств в процесс автора должно быть минимум. Ни разу не встречал сценария, который стал лучше после изменений. Сценаристы часто работают в угоду продюсерам и заказчикам, старательно делают то, что те просят. Чем больше требований они выполняют, тем хуже становится сценарий. Все это напоминает корабль со сбитым курсом. Он теряет свое направление, не знает, где и куда плывет. Подобных «летучих голландцев» полно в кинематографе. Написание сценария – это интимный процесс. Задавать курс должен один-единственный «капитан».

Вкус нужно развивать или с ним рождаются?

Человек, который не смотрел ни одного хорошего фильма, вряд ли сразу «въедет» в кино Дерека Джармена. Тут нужен вкус, и его надо разрабатывать – просмотрами фильмов, постоянным сравнением, расширением кругозора. Примерно в 16 лет я впервые посмотрел «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. Случайно наткнулся на пиратском телевидении. От диссонанса, который происходил на экране, у меня задрожали руки. Мне стало так плохо, что я выключил телевизор и подумал: «Что за хрень?!». Не понимал, почему на меня это так подействовало. Тут же включил Спилберга, успокоился и с удовольствием посмотрел «Спасти рядового Райана». Мысль о «Танцующей в темноте» не покидала меня на протяжении десяти лет. Я шел к пониманию фильма путем просмотров ранних работ Триера. Знакомился с произведениями, которые повлияли на него, пытался понять основы мюзикла. Когда наконец дорос и укрепил свой вкус, я понял всю суть «Танцующей в темноте». Фильм мне понравился. Понимание кино – это вопрос времени и работы над собой.

Следовать трендам или задавать?

Конечно, задавать. Иначе нет смысла чем-либо заниматься. Любой автор рассчитывает, что его произведение создаст какое-то новое направление. Даже если он работает в уже освоенном жанре. Мне непонятно, зачем делать вещи, которые ни на что не повлияют.

Творческая свобода

Творчество и есть свобода. Это тавтология. Когда связывают по рукам и ногам, требуют следовать заданным рамкам и создавать общепринятую мораль, это уже не творчество, а ремесло. Даже при желании не смогу создавать без творческой свободы – либо творишь, либо нет.

Страхи

Больше всего меня пугает непознаваемость человеческой психики. Невозможность объяснить, почему человек делает так или иначе. Не так страшно, когда у убийцы есть лицо. Гораздо страшнее, когда его нет. Именно поэтому в слэшерах маньяки обезличены – их мотивы неизвестны, и это пугает.

Военная служба

Никогда не питал любви к военной службе. Правила, муштра, подчинение – это не для меня. Я абсолютно невоенный человек. Не понимаю, как можно бездумно выполнять приказы, сделав это своей профессией. Это пугает.

Я против артхауса: интервью с Адильханом Ержановым

Интрузивные мысли

Мне не приходится вымещать гнев или сублимировать другие чувства в кино. Подхожу к созданию фильмов, тщательно все обдумав. Создавая своих героев, я забываю себя. Этим и интересно кино. Оно существует не только для отражения внутреннего состояния. С интрузивными мыслями спокойно справляюсь в жизни, не сдерживаюсь. Если что-то сильно беспокоит, стараюсь сразу же это решать.

Мужское одиночество

В этом плане я довольно консервативен. Мужчина должен быть надежным. Ныть и жаловаться ему не к лицу. Если все плохо, нужно решать проблемы. Если решения нет, то и думать об этом не надо. Конечно, важно делиться переживаниями с близкими. Держать все в себе – не вариант.

Мне говорили, что персонажи моих фильмов обречены с самого начала. Они – самураи, идущие к своей смерти. Борются, пытаются что-то изменить, возможно, даже осознают, что их судьба предопределена. В этом смысле они одиноки. Я романтист, мне близок дух романтизма героя и его противопоставление природе.

Фигура автора

Прочитав произведение или посмотрев фильм, мне всегда интересно, что хотел сказать автор. Например, «Схватка» или «Соучастник» – их можно смотреть, даже не зная режиссера. Но если посмотреть все фильмы Майкла Манна и его главные идеи, становится ясно: у него ницшеанский взгляд на человека, стремление к некой высоте над обыденностью. Изучая автора, начинаешь лучше понимать его приемы, находки и стиль. Если увлекаешься кино или литературой, неизбежно начинаешь интересоваться их создателями.

Не досматривать фильмы до конца

Это моя проблема. Структурно все сюжеты примерно одинаковые. В кино я ищу стиль. К примеру, «Шестое чувство» – пример идеальной твистовой концовки. Но дело не только в ней, а в атмосфере, режиссуре и эстетике, которую преподносит Шьямалан. Неожиданным финалом меня не зацепить. Начав смотреть «Собирателя душ», я сразу обратил внимание на режиссерские приемы: фильтр, порезанный кадр, блики целлофановых занавесок. Здесь есть чему поучиться. Я избалован, словно деревенские мальчишки, у которых полно арбузов. Они не доедают их до конца – просто разбивают. Если внутри сочная мякоть, съедают только сердцевину, а остальное выбрасывают. Так же и я. Исключение делаю только тогда, когда вхожу в состав жюри – это моя обязанность.

Отсылки

Отсылки и пасхалки образуют некую метавселенную, мир авторов. Они расширяют сознание, добавляют дополнительные пласты, интертекстуальность. Благодаря им читатели, зрители и авторы могут сообщаться друг с другом.

Идея «Каратаса»

Честно говоря, у меня не было никакой идеи. Вообще не думал уделять этому так много внимания. Просто хотел объединить все в каком-то месте, придумать топоним. Так легче развивать события фильмов.

Я против артхауса: интервью с Адильханом Ержановым

Анимация

Люблю живопись и анимацию, но в последнее время мне сложно смотреть «диснеевские» мультфильмы. Почти ни один не досмотрел до конца. Последний мультфильм, который сильно повлиял на меня – это «Шрек». Еще могу выделить «Поток». Из любимых – «Рик и Морти» и «Южный Парк».

Экранизация романа

Мне нравятся новеллы Ричарда Мэтисона, Стивена Кинга, Ивана Бунина, Марала Ысқақбай. Создание экранизации литературного произведения и его адаптация требует тщательной работы над структурой. На такое я осмелюсь не скоро.

Видеоигры

В видеоиграх восприятие реальности совсем иное. Там главное – процесс, а не сюжет. Как бы ни говорили, что игры с кино почти слились воедино, это все же разные жанры – даже интерактивное кино. Я, например, люблю «Фифу». Сюжетные игры и бродилки мне не сильно нравятся. Было бы интересно создать что-то свое или принять участие в разработке, но нужен талант и большой опыт. Удержать зрителя у экрана – одно, удержать геймера – совсем другое.

Физические медианосители

В юности мы с друзьями-синефилами охотились за редкими видеокассетами. Было приятно знать, что в моей коллекции есть раритет, который можно пересмотреть в любое время. С появлением интернета я подумал: как же круто, что фильмы доступны онлайн, теперь ими не обязательно обладать. Главное, что они есть, а где – не так важно.

Свои фильмы я обычно не пересматриваю, но почти все последние выходят на Blu-ray – с красивой обложкой, бонусами. Складываю их у себя. Все равно приятно иметь физическую копию.

Ремейки

Хорошие ремейки можно пересчитать по пальцам. Один из них – «Отступники» Скорсезе. «Носферату» Эггерса не считаю удачным ремейком. Новый граф Орлок запомнился мне только усами. То ли дело «Носферату, симфония ужаса» Мурнау. Несмотря на отсутствие компьютерной графики, образ монстра сильнее бросается в глаза. Это поэзия в чистом виде. Нечто крысиное со сфероидной формой головы. Лик войны.

Граф Орлок из фильма «Носферату, симфония ужаса», которого слепил Адильхан Ержанов
IMAGE Граф Орлок из фильма «Носферату, симфония ужаса», которого слепил Адильхан Ержанов