Маршал «Формулы-1» Константин Маслаков – о съемках в фильме F1, любви к автоспорту и не только
В июне 2025 года на экраны вышел фильм F1 – спортивная драма с Брэдом Питтом о темной лошадке в мире «Формулы-1». Картина быстро набрала популярность и стала самым кассовым релизом в истории Apple.
Листая ленту Instagram, мы наткнулись на любопытную историю Константина Маслакова – маршала с 15-летним стажем, который принял участие в съемках фильма F1. За свою карьеру он поработал на самых разных Гран-при, в числе которых чемпионаты Абу-Даби, Сочи и Баку. Мы поговорили с Константином и расспросили его об увлечении маршальством, съемках в кино, достоверности фильма F1, профдеформации, борьбе со стрессом, безбашенных маршалах и многом другом.
Хобби или профессия?
Это хобби, которое началось как обычное развлечение – лет 15 назад, в Абу-Даби. Было нечего делать и друзья предложили сходить на «Формулу-1». Сначала сомневался, думал, это совсем не мое. Но потом увидел объявление о наборе волонтеров и маршалов: бесплатный вход на гонки, концерты и другие мероприятия… Подумал – почему бы и нет? Подал заявку, прошел тренинг и неожиданно для себя стал частью гоночного мира.


Что делает маршал?
Ключевые задачи маршала – обеспечение безопасности и контроль соблюдения правил. В каком-то смысле это похоже на спортивное судейство. Больше всего времени я провел на пит-лейне – в зоне напротив гаражей, куда болиды заезжают на пит-стоп. Тут важно фокусироваться на куче мелочей: наличие огнетушителя, соответствие формы команды правилам безопасности, выпуск автомобилей на трассу, поведение зрителей и многое другое. Здесь же маршалы контролируют стартовую процедуру: проверяют, чтобы болиды заняли свои места, и при необходимости подают сигнал гоночному директору. Дальше решение за ним – задержать старт, остановить гонку или дать команду гонщикам, чтобы избежать аварии.

Как стать маршалом?
Большинство становятся маршалами из любви к автоспорту, точно не из-за денег. Суточные есть, но они чисто символические – хватит разве что на кружку пива в баре. Люди приходят в тусовку ради атмосферы, драйва, команды, новых знакомств. Кому-то близок сам кочующий «цирк» – когда на короткое время собираются люди, которых объединяет общее дело.
Что касается опыта и навыков – достаточно увлекаться автоспортом. Конечно, полезно иметь пожарный бэкграунд или навыки оказания первой помощи, но и это не обязательно. Всему нужному обучают на тренингах.
О съемках в фильме F1
В Абу-Даби съемки F1 проходили в несколько этапов. Впервые съемочная группа появилась на Гран-при 2023 года — тогда снимали только сцены с болидами. Прямо во время гоночного уик-энда, между официальными заездами, по трассе гоняли машины из фильма F1. На тот момент проект называли просто «Апекс».
В марте 2024 года в нашем чате маршалов объявили о поиске актеров на роли маршалов. Я сразу откликнулся. Нужно было прислать краткое резюме, фотографию и пару слов о себе. Через несколько дней меня и еще пятерых утвердили.
Затем нас пригласили на примерку. Попросили взять с собой все, что используем в работе: комбинезоны, футболки, бейсболки, ботинки, очки, перчатки. Я принес полный комплект с нашивками разных Гран-при. Костюмеры были в восторге: все выглядело аутентично и не требовало никаких дополнений. Мой комбинезон тут же упаковали и повесили рядом с костюмами других героев.


Что не так с фильмом F1?
После первого просмотра показалось, что не хватает деталей – будто снято довольно обобщенно. «Формула-1» – это не только воскресная гонка, но и пятничные свободные заезды, субботняя квалификация. К сожалению, зрителю этого не показали.
С другой стороны, в фильме F1 охвачен огромный пласт событий: «24 часа Дейтоны», культовые трассы, этапы «Формулы-1», ралли. Когда задумываешься о масштабе, начинаешь понимать, что показано даже больше, чем обычно в подобных картинах.
Из ляпов особенно запомнился момент с носками Сонни Хейса, героя Брэда Питта. Я работал техническим инспектором и знаю, что экипировка гонщика должна строго соответствовать требованиям безопасности и быть изготовлена из огнестойких материалов. На каждом элементе, включая носки, должна быть специальная маркировка, подтверждающая допуск (омологация). Носки из разных комплектов – это явное нарушение. Такие правила существуют не просто так, они написаны кровью.

Не так, как по телевизору
Одно из наиболее ярких воспоминаний – уик-энд 2012 года в Абу-Даби. Тогда я болел за Кими Райкконена, который после долгого перерыва вернулся в «Формулу-1» и сразу одержал победу. Это был настоящий триумф для команды Lotus-Renault.
Но вообще, когда ты работаешь маршалом, саму гонку почти не видишь. Где бы ты ни стоял, будь то у гаража, на повороте или в другой точке, внимание всегда сосредоточено на определенной зоне. Мы, как правило, пересматриваем гонки, в которых участвовали.

Профдеформация
Маршалы всегда мысленно сосредоточены на безопасности. Даже просто идя по грунту, асфальту или другой поверхности, ты автоматически обращаешь внимание на любые мелочи, которые могут представлять опасность: болты, жидкости, стекло, обломки и прочее.
Зрителей тоже воспринимаешь как потенциальный источник угрозы. Особенно в зоне пит-лейна. Прямо над гаражами расположены трибуны паддок-клуба, и их гости часто выходят с бокалом шампанского или сигаретой, наклоняются над боксами. А дальше – дело случая. Бокал, телефон, очки, сигарета и другие предметы могут упасть прямо в кокпит болида, который заехал на пит-стоп. Мы следим, чтобы такого не происходило.
Если кто-то появляется на пит-лейне с сигаретой, реагировать нужно сразу. Дым, независимо от его источника, – сигнал тревоги. Поэтому сцена в начале фильма F1, где персонаж Шея Уигэма курит на капитанском мостике во время гонки «24 часа Дейтоны», выглядит неправдоподобно. В реальности за такое полагаются бешеные штрафы.
В ожидании бедствия
Большую часть времени маршалы проводят в ожидании возможных инцидентов. Ты можешь отработать на «Формуле-1» десять лет, и на твоем участке за все это время не произойдет ничего примечательного. Пока одни ребята рассказывают, как вытаскивали из болида Льюиса Хэмилтона или Карлоса Сайнса после аварии, остается только слушать и тихо завидовать. Несмотря на это, всегда важно быть наготове.
Пит-лейн – одна из самых спокойных зон, но и там случаются происшествия. Например, на Гран-при Бахрейна в 2018 году произошел жуткий случай: во время пит-стопа у команды Ferrari случилась заминка, и Кими Райкконен переехал ногу одному из своих механиков. В результате – перелом голени и малой берцовой кости.

Борьба со стрессом
Лучший стресс-релиф – это концерты. Это, кстати, одна из причин, почему мне захотелось стать маршалом «Формулы-1». В 2010 году безумно хотел попасть на концерт Linkin Park во время Гран-при в Абу-Даби, но не получилось. Зато позже наверстал: Пол Маккартни, The Chemical Brothers, Blur, The Killers, Foo Fighters, Бритни Спирс, Кайли Миноуг, Лана Дель Рей... В этом году уже заявлены Metallica, Кэти Перри и Post Malone. Вот так и справляемся со стрессом.
Сорвиголовы
Если маршал выбегает на трек без команды – это его личное решение и недоработка со стороны руководства. По правилам никто не имеет права выходить на трассу без четкой отмашки или команды по радио. К сожалению, всегда находятся горячие головы, которые переоценивают свои возможности и попадают под колеса.


Причина возвращаться на трек
Начало гонки. Момент, когда 20 болидов с ревущими моторами одновременно срываются с места – ради этого я возвращаюсь на «Формулу-1» снова и снова. Иногда стою на своем посту, впадаю в какое-то состояние транса и думаю: «Господи, зачем мне все это? Столько времени убито. Можно было просто отдыхать, наслаждаться выходными или спокойно смотреть гонку по телевизору». Но стоит услышать этот рев и почувствовать запах топлива – все тут же встает на свои места.
