Power & Purpose|Leadership

Айгерим Шарипбек: голосовое посвящение

Автор Tatler Kazakhstan
09.04.2025
Айгерим Шарипбек
IMAGE Айгерим Шарипбек

Случай певицы Айгерим Шарипбек уникален – она стала восходящей оперной звездой, будучи уже совершенно состоявшимся человеком и матерью четверых детей. Tatler встретился с Айгерим в алматинской кофейне и выслушал удивительную историю ее жизни

«Профессор Антонио Каранжело, прослушав меня в первый раз в венской Академии «Бельканто», позвонил педагогам и сказал: «Очень жаль, что мир потерял великую оперную певицу. Слишком поздно она начала, но, с другой стороны, так быстро схватывает, что, возможно, еще не все потеряно». Да я тогда и сама считала, что делаю это не для мировой карьеры, а просто для себя», – Айгерим Шарипбек улыбается, глядя на алматинские горы за моей спиной.

Профессору Каранжело в самом деле было чему удивляться – Айгерим решила стать и стала оперной певицей в 33 года. Мы определенно живем в мире, где границы возрастных возможностей неуклонно ширятся и, например, запеть в поп-группе или стать киноактером можно и в 40, но опера – это несколько другое, это почти как спорт. С тем же успехом можно было начать карьеру профессионального боксера или футболиста, что совершенно немыслимо после
30. Тем не менее в 2016 году она поступила в Institut für Klavierkunst Vienna на вокальное отделение, а уже в 2019-м прилетела из Вены в Казахстан, чтобы попробовать свои силы в ГАТОБ, – из 50 конкурсантов тогда взяли восьмерых, в том числе и ее.

Я спрашиваю Айгерим о городской легенде, согласно которой она решила стать певицей после каких-то спевок в караоке. Реальность, как обычно, оказалась несколько забавнее. «Я с детства мечтала петь, бабушка меня учила народным песням, и дома все так устали от моего пения, что муж специально для меня открыл караоке, – вспоминает она. – Это было лет 15 назад. Вот, говорит, это теперь твое место работы, пожалуйста, пой себе с девяти до шести. И я действительно приходила туда с утра, как на работу, публики с девяти до шести, разумеется, никакой, мне было очень скучно. Когда есть слушатель, хотя бы один, это совершенно другие ощущения, а уж когда овации – счастью нет предела. Я пела мою любимую Лару Фабиан, Уитни Хьюстон, Андреа Бочелли, Сару Брайтман. Потом начались конкурсы в караоке, где я всегда выходила победительницей. Короче, меня хватило на полгода.
Я поняла, что этим ограничиваться не могу, мне нужно больше и дальше. Переехала в Вену, поступила в Академию «Бельканто» и год отучилась в Венской консерватории».

Блузка Magda, Butrym (Saks Fifth Avenue Almaty); антикварные серьги из частной коллекции
IMAGE Блузка Magda, Butrym (Saks Fifth Avenue Almaty); антикварные серьги из частной коллекции

Подобные истории на оперной сцене, конечно, случались, но крайне редко, и соискательницы все же были моложе. Например, американская певица Вильгельминия Уигтинс Фернандес (которую вы можете знать по роли в знаменитом французском фильме «Дива») дебютировала в опере, когда ей было уже за 30. Она точно так же с детства мечтала стать певицей, но случились семья, работа, трое детей. Затем она пела госпелы и джаз, так же как и Айгерим, «просто для себя», а потом вдруг на нее обратил внимание директор Парижской оперы и подписал с ней контракт. Она дебютировала в 1979 году с партией Мюзетты в «Богеме» – с этой же арии началась и оперная карьера Айгерим.

К слову, о дивах – Айгерим не спешит примерять на себя эту корону. «Оперной дивой я себя пока не ощущаю, да и вообще все это очень условно, – улыбается она. – Я бы хотела исполнить по-настоящему большие партии, чтобы публика меня больше узнала, и лет через пять-десять, возможно, я почувствую себя таковой». Она, очевидно, не кокетничает – выдает уже тот факт, что при встрече она предпочитает говорить не о себе, а о своих учителях, будь то ее бабушка-акын, которая, собственно, и внушила ей любовь к народному пению и игре на домбре, или ее наставница Майра Мухамедкызы, первая казахстанская солистка парижской Grand Орега, или Даниэль Сарге, который больше десяти лет работает с Анной Нетребко. «Он крайне строгий и суровый человек, который не берет никого, я месяца два к нему просилась, – уверяет Айгерим. – После прослушивания он сказал, что у меня хороший материал, много металла в голосе, lirico spinto, в общем, взял меня, и я два года у него отзанималась». Отдельным эпизодом в карьере стоит ее обучение у Теодора Курентзиса, с которым она познакомилась в той же Вене и после настойчивых просьб полетела к нему на недельный мастер-класс в Петербург. «Он, конечно, маэстро великого масштаба, – вспоминает Айгерим, – и очень сильно помог мне в разучивании арий Мюзетты из «Богемы» Пуччини. Например, он научил меня чисто физическому приему – во время исполнения высоких нот рекомендовал наклониться. Когда наклоняешься, звук у тебя собирается ровно там, где нужно, а его сложно направить туда в вертикальном положении. Это упражнение я использую до сих пор, чтобы почувствовать головной резонатор и собрать звук в правильную точку».

Платье David Koma; серьги для саукеле, бесбiлезiк работы Естая Даубакаева, антикварное ожерелье из частной коллекции
IMAGE Платье David Koma; серьги для саукеле, бесбiлезiк работы Естая Даубакаева, антикварное ожерелье из частной коллекции

Когда она говорит о себе, металл в ее голосе не слышен, и вообще трудно заподозрить в этой хрупкой молодой женщине обладательницу сильнейшего оперного вокала и мать четверых детей: старшему – 25, младшей – 15. Вся ее жизнь – это нескончаемая череда свершений в самых разных сферах. В юности она играла в большой теннис, становилась чемпионкой в своей возрастной категории – и в таком же наступательном духе воспитывает детей, хотят они того или нет. Все они окончили музыкальную школу при Венской консерватории, все пианисты, дочь к тому же чемпион Европы по спортивным бальным танцам, младший – перворазрядник по шахматам и вдобавок служит домашним концертмейстером. «Я согласна с тезисом о том, что в оперном пении все решают десять процентов таланта и девяносто процентов труда, – рассуждает Айгерим. – Когда в тебе заложен хороший голосовой материал, это, собственно, и есть талант. Все остальное – ежедневный вокальный тренаж, разучивание партий, работа над актерским мастерством. Отдельно я беру уроки для того, чтобы петь на итальянском и французском без акцента. Ежедневно занимаюсь спортом. Найти бы силы, как все это выдержать. Это очень сложная профессия с массой ограничений: холодные напитки, острая еда – все это влияет на твой голос как биологический инструмент. Даже если ты просто не выспишься, ты уже не звучишь. У нас есть такое понятие, как голосовая диета. Например, если завтра у меня концерт, то сегодня, по идее, я не должна ни говорить с вами, ни тем более петь. Но у меня сегодня утром была репетиция и вечером будет еще одна, и я не могу позволить такую роскошь, как полностью посвятить себя молчанию».

Я спрашиваю ее про всякую другую непременную роскошь музыкальной богемы – тот же алкоголь. «Пить в день спектакля «для разогрева» – это какой-то миф, – качает головой Айгерим. – Этого просто категорически нельзя делать. Даже если ты выпиваешь за день до выступления, это огромный риск в нашей профессии: по сути, кислота может сжечь твой биологический инструмент». – «А как же, – говорю, – Синатра пил – и ничего». – «Во-первых, эстрадная техника отличается от нашей, оперной, и мне, например, сложно петь эстраду, – парирует Айгерим. – Кроме того, все индивидуально, просто лично я чувствую, что это плохо влияет на состояние моего инструмента». – «А вы не ощущаете, спрашиваю, некоторого снобистского превосходства над певицами, скажем так, менее строгого жанра? Вот, к примеру, на открытии Tatler пели вы и еще певица Kovacs – ну очевидно же, что на фоне вашего академического вокала ее исполнение при всем уважении кажется симпатичной самодеятельностью?» – «Ну нет, – качает головой Айгерим, – я ценю всякий вид пения, кроме того, я же сама училась петь именно народную музыку, участвовала в куче конкурсов в детстве. Меня, кстати, часто приглашают на свадьбы и тои, но, к счастью или к сожалению, я, как правило, отказываюсь: не люблю, что люди едят, когда я пою, для меня это как-то очень энергозатратно, хотя с коммерческой точки выгодно». Спрашиваю, а спела бы она на инаугурации Трампа. «О, ну конечно, – смеется певица и парирует: – Но это же не частное, а государственное мероприятие. А вообще, меня постоянно зовут на разные правительственные концерты. У меня и медаль есть от нашего президента».

Платье Rachel Gilbert (Saks fifth Avenue Almaty); серьги и кольцо работы Естая Даубаева
IMAGE Платье Rachel Gilbert (Saks fifth Avenue Almaty); серьги и кольцо работы Естая Даубаева

Помимо собственно металла в голосе опера требует навыков драматической актрисы – не зря в 2022 году Айгерим получила премию Ticketon в номинации «Актриса театра» – удостоилась она ее за роль в «Борте», работая ведущей солисткой в Туркестанском музыкально-драматическом театре, за что безмерно благодарна тогдашнему директору театра Айнур Копбасаровой и преподавателю Ерлану Карибаеву. У Айгерим есть даже некоторый киношный опыт – в 13 лет снималась в фильме «Юность Жамбыла», в 20 сыграла в сериале «Ангелочек», а сейчас выходит драма «Шок», по-казахски это значит «уголек». Однако искусству драмы она, по собственному признанию, училась не на съемочных площадках.

«Когда я участвовала в постановке «Кыз-Жибек» в сложной сцене в четвертом акте, где нужно было проклинать убийцу моего возлюбленного, режиссер сразу спросил: «Кто это, откуда она это знает?» – рассказывает Айгерим. – А я все это пережила. В моей жизни не все было так гладко, как может показаться. В 16 лет я вышла замуж, в 17 родила первого сына. И все, чем я так любила заниматься в плане музыки, к сожалению, отодвинулось во времени. В том браке я шесть лет была жертвой очень сильного абьюза. Первый муж был старше меня на десять лет, и я пережила такие эмоции, что с тех пор там, где надо заплакать на сцене, я так зарыдаю, что всех проймет, а уж если прокляну, то любой поверит». Когда Айгерим произносит эту фразу, на глазах у нее действительно наворачиваются слезы. «После первого брака я не успела даже в себя прийти, как встретила нового прекрасного мужа, который во всем меня поддерживает, – продолжает она. – Муж мой занимается бизнесом, никакой связи с миром искусства у него нет. Он больше меня нервничает на моих выступлениях. Я помню свой первый спектакль на большой сцене в 2018-м, когда он так переживал, что даже не мог в зал зайти, его трясло. Потом он пришел с огромным букетом, со слезами на глазах и сказал: «Я горжусь тобой, ты сделала это».

Я спрашиваю Айгерим, не был ли суров к ней оперный мир как к вновь прибывшей. Конечно, балетная среда славится куда большей жестокостью, что хорошо известно как по фильмам типа «Черного лебедя», так и по реальным историям с обливанием кислотой. Но и у оперных не все так просто – в той же La Scala запросто могли освистать и закенселить неугодных певцов, да и вообще.

«Я наслышана о легендах про жестокую конкуренцию оперного мира, но на себе ничего подобного не испытывала, – признается Айгерим и, прищурившись, вспоминает: – Хотя был случай. Недавно мне принесли в гримерку чай, который я не просила. Я немного насторожилась, но отказать было неудобно, и я глотнула. Мне стало плохо. Я, конечно, думаю, что это скорее психосоматика и я сама себя накрутила. Как бы там ни было, меня стало всерьез подташнивать, а через десять минут начинался спектакль, причем премьера. Тут я сразу в полной мере осознала справедливость нашего поверия насчет того, что сцена лечит. Там еще была крайне сложная вокальная партия на переходных нотах плюс непростые сценические задачи – а меня в этот момент чуть не рвало. Но в процессе спектакля становится уже ни до чего».

Брючный костюм Alexander Wang (Saks Fifth Avenue Almaty); антикварный ониржиек из частной коллекции
IMAGE Брючный костюм Alexander Wang (Saks Fifth Avenue Almaty); антикварный ониржиек из частной коллекции

Музыкальная стезя Айгерим неразрывно связана с семейной. Даже ее переезд в Вену был в первую очередь обусловлен небольшими астматическими проблемами у сына – врачи посоветовали сменить обстановку. Она вспоминает: «Вена очень помогла, потому что в Алматы я не могла толком собраться, хотя и пыталась брать частные уроки в консерватории, но отсюда как-то не получалось стартовать по-настоящему. В Казахстане все-таки отвлекают многочисленные родственные мероприятия, а в Европе я всю себя посвятила детям и саморазвитию. Но дети постоянно просились назад в Алматы, и сейчас они не хотят никуда отсюда уезжать. В принципе, мы все с радостью вернулись. Хотя у меня остаются определенные планы на Европу, но многое зависит от детей. Старший у меня в США, второй поступил в магистратуру в Великобритании, младший оканчивает школу в этом году, а дочке остается еще два года, и все зависит от нее. Мне самой нравится жить в Алматы – просто сходить в горы, покататься на лыжах. Я каждый день стараюсь делать свои 15 тыс. шагов на терренкуре – в Европе не везде есть такая возможность, во всяком случае, в Вене я такой не обнаружила. Экология в Алматы, конечно, огорчает, что сказывается на иммунитете,
особенно важном для пения».

В 2019 году Айгерим записала в Италии всего за пару дней (оркестр дорогой, дольше сложно было себе позволить) свою единственную пока пластинку – с одной целью: «Мой папа, который в прошлом году ушел из жизни, всегда мечтал быть певцом, учился на вокальном отделении, за что мой дед его, разумеется, наказал камчой по возвращении в аул. Так папа бросил творчество и поступил в КазГУ на юрфак, но всю жизнь надеялся, что кто-то из детей подхватит его страсть к пению. Поскольку я рано вышла замуж, папа решил, что на мне в этом смысле можно ставить крест. Сестра моя великолепный кюйши, играет на домбре, но тоже не стала музыкантом. Поэтому, когда я в 33 года решила заняться оперным пением, папа был абсолютно счастлив, но уже физически не мог никуда вылететь на мои концерты. И я записала диск, чтобы он успел послушать меня дома».

Слушая Айгерим, поневоле следишь за ее интонациями – она почти не раскрывает свой голос как главное оружие и о своей манере одеваться болтает так же просто, как и о предстоящем статусе оперной дивы: «Мне помогает подбирать образы моя подруга-стилист Гульмира Буркитова. А еще как-то я купила у Лилии Рах невероятное платье
Marchesa из какой-то музейной коллекции – это было, наверное, главное мое приобретение в плане сценического образа. Вообще я с легкостью нахожу себе наряды в Европе, в той же Galeries Lafayette. А из местных дизайнеров – Arunaz. Я люблю подбирать наши национальные аксессуары в дополнение к моим вечерним платьям. Например, к платью Dolce & Gabbana, в котором я пела на открытии Tatler, накидку мне сшили наши дизайнеры».

Костюм Zimmermann (Saks Fifth Avenue Almaty)
IMAGE Костюм Zimmermann (Saks Fifth Avenue Almaty)

Нотка того самого металла слышится, только когда мы уже заканчиваем беседу и Айгерим как будто вскользь заговаривает о главном, о миссии, которая выше ее собственной карьеры и имени.

«Моя история уникальна тем, что она может помочь женщинам, которые привыкли жить в нашей сложной системе, не могут себя найти и проявить из-за жизненных обстоятельств. Я в данном случае просто пример того, что в жизни все возможно, причем в любом возрасте – и в 33, и в 41, как мне сейчас. В конце концов, Кабалье пела и в 70».