IMAGE Bvlgari

Лаура Бурдезе о римском ювелирно-часовом доме BVLGARI, говорящем на универсальном языке творчества

С красавицей-итальянкой Лаурой Бурдезе, заместителем генерального директора Bvlgari, мы встречаемся на новой ювелирной мануфактуре марки в итальянской Валенце. На торжественное открытие собрались гости из разных стран – и из соседних городов тоже. Плохих новостей в мире сколько угодно, а вот прекрасных вещей не хватает, и Bvlgari старается восполнить этот дефицит своими коллекциями солнечных, антистрессовых украшений.

Мало кто может похвастаться такой фабрикой, как у вас: построенной по всем правилам экологии и придуманной так, чтобы на ней было не просто удобно, но и приятно работать. Складывается впечатление, что это не фабрика, а пятизвездочный отель Bvlgari?

Не стоит преувеличивать, хотя планка действительно высока. Для меня мануфактура в Валенце, которую мы построили в 2017 году и сейчас расширили более чем вдвое, во всяком случае интереснее любого отеля. Это настоящая устойчивая экосистема, созданная творческими людьми и для людей, основанная на общности ценностей, на красоте, на любви к художественным ремеслам. Для нас главным было сделать так, чтобы нашим ремесленникам, нашим художникам, было удобно и приятно работать. Они для нас – огромная ценность.

Tatler Asia
IMAGE Лаура Бурдезе | Bvlgari

Как вы их находите? Как они находят вас?

Люди – в центре всего, что мы делаем. Мы их ищем повсюду, много инвестируем в развитие профессии ювелира. Это сложно, потому что такие профессии, к сожалению, не в фокусе внимания молодежи. В итальянских школах, да и не только в Италии, часто даже не знают, что такие профессии существуют и доступны. Именно поэтому мы не жалеем ни времени, ни ресурсов, чтобы сотрудничать со школами по всему миру, рассказывать о ремеслах, вовлекать молодежь в нашу орбиту.

Tatler Asia
IMAGE Bvlgari

Для того, что делает Bvlgari, недостаточно школы, нужна, так сказать, академия.

У нас есть своя академия. Нам нужно привезти наших будущих работников в Валенцу, а это тоже непросто, и обучить их, потому что ювелирные ремесла сродни художественным. Нужны и талант, и страсть, и долгое совершенствование. Мы не можем идти на компромиссы. Для нас совершенство – это основа. Поэтому каждый, кто приходит на работу в мануфактуру Bvlgari в Валенце, каким бы опытом он ни обладал, сначала поступает в нашу академию. Может пройти полгода, прежде чем он будет полностью готов к работе.

Tatler Asia
IMAGE Bvlgari

Но это, скорее, факультет повышения квалификации для тех, кто владеет ремеслом ювелира. А что вы предложите совсем молодым людям, вчерашним школьникам?

Школу Bvlgari, которая открывается здесь же, на мануфактуре в Валенце. Это первое общедоступное учебное заведение, полностью посвященное ювелирному делу. Она создана вместе с известной дизайнерской школой в соседней Марчанизе TADS – Tari Design School. Здесь будут учить с самого начала, с азов, причем традиционные ювелирные техники будут соседствовать с самыми передовыми методиками, такими как микролитье, микромеханика, трехмерные принтеры.

Tatler Asia
IMAGE Bvlgari

То есть ваша фабрика в перспективе будет выпускать не только украшения, но и людей, которые их делают. Как вы определяете ваших работников?

Наших мастеров мы называем mani intelligenti – «умные руки». В этом определении есть немного от Леонардо да Винчи: художник и ремесленник в одном лице. Мы даем мастеру свободу творчества, рассчитывая на то, что радость созидания отразится в наших украшениях. И это – суть новой мануфактуры.

Tatler Asia
IMAGE Bvlgari
Tatler Asia

Значит ли это, что творчество становится ценностью, объединяющим элементом для мастеров разных профессий и даже, может быть, разных стран?

У нас работают мастера всех национальностей – из более чем тридцати стран, они говорят на двадцати разных языках. Но их объединяет общий язык – язык красоты и творчества, новая lingua franca. Bvlgari – римская марка, и точно так же, как в античном Риме латынь объединяла самых разных людей, пришедших из разных уголков тогдашнего мира, так и сейчас творчество соединяет. Раз мы родом из Вечного города, у нас вечные ценности. Рим всегда был открыт для благотворных влияний, иногда приезжий мог даже стать императором. Это была культура взаимопроникновения, открытости, и сейчас она важнее, чем когда-либо.

Tatler Asia
IMAGE Bvlgari

Конечно, раз марка Bvlgari основана выходцем из Греции Сотириосом Булгарисом, греком из Эпира, приехавшим в Рим.

Мы об этом прекрасно помним – и также принимаем чужестранцев на нашей мануфактуре. В сотрудничестве с властями региона Пьемонт мы даем работу беженцам, часто это люди с прекрасным ремесленным опытом. Их немного, шесть или семь человек пришли к нам в прошлом году, но они замечательные мастера. Мы дали им надежду, ремесло, обучение, адаптацию под стандарты Bvlgari. Это программа, которую я обожаю – она выгодна всем.

Сколько всего у Bvlgari производственных площадок в мире?

У нас их шесть. Для часов, которые производятся в Швейцарии, у нас работают три мануфактуры – в Ле-Сантье, Санлеже и Невшателе. Производство изделий из кожи находится во Флоренции. Все ювелирное производство полностью проходит в Италии, у нас два ювелирных центра: в Риме на Виа Аурелия и в Валенце.

Tatler Asia
IMAGE Bvlgari

В чем их разница?

В Риме делают в основном особые, штучные украшения Haute Joaillerie, а в Валенце сосредоточено 90% остального ювелирного производства. Но в последние годы и в Валенце начали делать некоторые изделия Haute Joaillerie. Это мотивирует сотрудников, для них это как кандидатская диссертация, высшая школа мастерства.

Сейчас все бренды говорят об ответственной добыче и производстве, экологичном подходе, принципах энергоэффективности. Немало и других модных слов и выражений. Меж тем это требует не только обещаний, но и серьезных вложений – времени и средств. Это того стоит?

Абсолютно! Для нас это больше, чем обязательство – и уж точно не пустые слова. Холдинг LVMH, которому принадлежит Bvlgari, развивает эти программы уже более 25 лет. Новая его инициатива LIFE 360 намечает перспективу до 2030 года. Забота о нашем мире всегда была частью души Bvlgari. Пример – наше 15-летнее партнерство с фондом Save the Children. Мы передали им за это время более $120 млн. Это стремление помогать шло еще от семьи Булгари, основавшей бренд, и мы продолжаем их добрые дела.

И как в этом смысле устроена новая мануфактура в Валенце?

Она с самого начала создавалась как устойчивая экосистема: электричество дают солнечные панели, мы высаживаем вокруг мануфактуры деревья – настоящий собственный «лес Bvlgari». У нас есть даже пчелы, которые производят для нас мед. Попробуйте его – и вы поймете, что за дивный вкус у Bvlgari!

Темы