Почему фраза «У туризма Казахстана такой потенциал!» звучит, как сломанный душ или отсутствующий Wi-Fi
Фраза «У туризма Казахстана такой потенциал!» стала утомительно предсказуемой. Ее произносят везде, от пресс-конференций и PR-статей до ужинов с друзьями, когда речь заходит о внутреннем туризме – с таким энтузиазмом, словно она сама по себе что-то производит. Хотя, как показывает практика, не производит она ровным счетом ничего. А в реальности приходится признавать, что Казахстан, обладая уникальной природной красотой, умудряется ее упрямо недолюбливать и постоянно отказывать в базовых признаках человеческого внимания.
Одна моя знакомая в порыве романтической смелости решила провести уикенд с любовником – с видом на местные просторы. Хотели поехать не в Боровое, как обычно, а в неизведанный для пары Восточный Казахстан. Но выяснилось, что физически осуществить эту затею сложно, потому что в местности, где вид тянет на швейцарские Альпы, банально негде остановиться. А если и есть, то условия далеки от комфортных.
И это, как ни парадоксально, вовсе не ирония. У нас действительно ослепительная природа – горные хребты, реликтовые леса, соленые озера и, конечно, космические пейзажи Мангистау, где на рассвете можно снять кадры, неотличимые от Марса. Но правда в том, что туризм как явление – не про природу, а про комфорт.

Я – не человек-палатка. Я – человек-комфорт, человек-кондиционер, ортопедический матрас и вода с газом. Я искренне восхищаюсь теми, кто ночует в палатке на ветру, где ближайший душ в 78 километрах и надо идти по склону и хайкить. Но таких туристов – меньшинство. Даже среди тех, кто постит savage beauty в Instagram, большинство потом с облегчением возвращаются в гостиницу с теплой водой и круассанами, а не с сублимированной кашей на завтрак.
И вот тут – прямо на въезде в потенциальный рай – нас встречает ничто. Не философское, а вполне себе практическое ничто.

Инфраструктура? Простите, какая именно? Если вы поехали, например, в Бозжыру, что, в общем-то, хорошая идея, то дорога туда прекрасна до тех пор, пока не начнется дождь, после которого ваша машина внезапно превращается в участника ралли «Дакар». Ни туалета, ни кафе, ни даже элементарного места, где можно присесть и выпить воды. И попробуй объясни это туристу из Европы, который привык к другому стандарту путешествий.
Сервис? У нас его любят путать с понятием «казахское гостеприимство», которое я искренне ценю, но которое, увы, к туристическому обслуживанию не имеет никакого отношения. Туризм требует не душевной щедрости, а предсказуемости и выстроенной системы, в которой гость знает, что его спросят, запишут, накормят, увезут и не заставят объяснять, почему он не хочет бешбармак на завтрак.


Туалеты. Серьезно, это не шутка. Если в месте нет туалета – это не туристическое место. Это просто точка на карте. И неважно, насколько она живописна. Потому что даже самые сексуальные пейзажи теряют шарм, если нужно полчаса терпеть.
Как сделать, чтобы было хорошо? Нужна работа – не PR-кампаний, а акиматов. Потому что у них – земля, полномочия, ресурсы и приоритеты развития. Нужна работа «КазАвтоЖол», чтобы дорога до красивого места не была испытанием для подвески. Нужны визит-центры, где турист поймет, что делать, куда идти, где купить кофе и как, наконец, не умереть от жары. Опять же, работать над сервисом, который все еще воспринимается как что-то опциональное, как роскошь, а не как фундамент.

Парадокс в том, что на уровне разговоров всем все понятно. Все «за» развитие туризма.
Но потом ты приезжаешь в регион, а там – все как было в 2005 году: тот же облезлый указатель, те же качающиеся лавочки, тот же ларек с «Дошираком» за 500 тенге. Нужно, чтобы все эти прекрасные фразы «у туризма такой потенциал» перестали быть мантрой, а стали реальным планом. Туризм – это не про туристов. Это про нас. Есть термин «эффект бордюра» – ситуации, когда проекты или инициативы, призванные удовлетворять потребности конкретной группы лиц, неожиданно улучшают жизнь более широкого круга людей. Потому что все, что создается ради них (туристов) – дороги, туалеты, велодорожки, вай-фай, кофейни, безопасность – все это остается здесь. И служит нам же – жителям города и аула.

И, несмотря на мою любовь к комфорту, я все равно собираю чемодан и еду в Бозжыру. Потому что красота притягивает сильнее, чем комфорт. Но это не отменяет главного: если мы хотим, чтобы сюда ехали не только герои в трекинговых ботинках, но и люди в шелковых брюках и с чемоданом Rimowa, то пора создавать не только образ, но и опыт. Не только вдохновлять, но и обслуживать. Не только рассказывать, но и принимать.
А потенциал – он, конечно, есть. Только ему, как и мне, иногда очень не хватает чашки кофе, регулируемой температуры и нормального душа перед сном.
