Style|Fashion

Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие

Автор Oninvest
17.10.2025
Gucci Spring Summer 2026 | Spotlight
IMAGE Gucci Spring Summer 2026 | Spotlight

Рассказываем, сможет ли новая команда оживить не только легендарный бренд, но и всю империю Kering

В конце сентября в бывшем здании Миланской биржи был аншлаг — Демна Гвасалия, новый креативный директор Gucci, представил первую коллекцию для модного дома. В китайских соцсетях дебют завирусился: по данным агентства Re-Hub, на Weibo активность вокруг показа достигла рекордных уровней, подпитываемая знаменитостями и тизерами шоу. Однако этот всплеск интереса оказался преимущественно медийным, отмечает Journal Du Luxe: 89% контента — пользовательские публикации, а нейтральный тон комментариев (около 60%) говорит скорее о любопытстве, чем о намерении покупать. Тем не менее через две недели Morgan Stanley назвал владельца Gucci — французский холдинг Kering — своим фаворитом на рынке люкса и повысил целевую цену акций на 20%, а рейтинг до «покупать». Одна из причин для нынешнего оптимизма инвесторов — приход в Kering нового генерального директора Луки де Мео.

Первая коллекция Демны Гвасалии для Gucci | Spotlight
IMAGE Первая коллекция Демны Гвасалии для Gucci | Spotlight
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие

Свободное падение

Gucci исторически был одним из главных локомотивов Kering, но в последние пару лет было ощущение, что он начал сходить с пути. В 2022 году годовой объем продаж бренда составил €10,5 млрд, а в 2024-м — только €7,65 млрд. К середине 2025 года бренд фиксировал спад уже восемь кварталов подряд. В III квартале этого года падение замедлилось по сравнению с предыдущим периодом. Однако продажи через собственную розничную сеть все равно просели и показали спад на 13%.

Одна из причин затяжного кризиса, писал Reuters, заключается в том, что Gucci не попал в тренд. После пандемии бренды во много увеличивали прибыль за счет значительного повышения цен. Однако по мере их роста от модных домов начали отворачиваться покупатели — в 2024 году, по данным компании Bain, сектор люкса потерял около 50 млн клиентов. Сказались давление экономического кризиса и «усталость от высоких цен».

Кроме того, Gucci, который является олицетворением loud luxury, не попал в тренд на «тихую роскошь», который встал во главу угла после пандемии, отмечает Bloomberg. Яркий стиль моделей от дизайнера Алессандро Микеле, который был в бренде до 2022 года, перестал нравиться покупателям.

Коллекция Gucci Spring Summer 2020 Алессандро Микеле | gucci.com
IMAGE Коллекция Gucci Spring Summer 2020 Алессандро Микеле | gucci.com
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие

Ситуацию попытался исправить его преемник Сабато Де Сарно, предложив более минималистичный стиль — ту самую «тихую роскошь». Но это уже не смогло оживить продажи, пишет Reuters.

Чтобы наращивать доходы, в 2023 году компания Kering купила 30% в модном доме Valentino с возможностью выкупить его весь. Но это привело к росту корпоративного долга в 2024 году почти на четверть по сравнению с 2023-м, до €10,5 млрд евро. В сентябре 2025-го года Kering отложил выкуп Valentino как минимум на три года из-за высокой долговой нагрузки. На тот момент чистый долг модного гиганта более чем в три раза превышал прогнозируемую прибыль компании за 2025 год до вычета процентов, налогов и амортизации.

Kering пыталась решить проблему с падающими продажами не только через покупку Valentino. С сентября 2023 года Gucci поменял четырех генеральных директоров, а также трех дизайнеров, писал Bloomberg. В сентябре 2025-го Лука де Мео назначил новым руководителем Gucci Франческу Беллеттини, топ-менеджера Kering. А несколькими месяцами ранее у бренда появился новый креативный директор — Демна Гвасалия.

Коллекция Gucci Сабато Де Сарно Off Season 2025 |  gucci.com
IMAGE Коллекция Gucci Сабато Де Сарно Off Season 2025 | gucci.com
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие
Хроники падения: смогут ли Демна Гвасалия и Лука де Мео вернуть Gucci былое величие

Демна — спаситель?

Демна Гвасалия, или просто Демна, как он просит себя называть, — уроженец Грузии и магистр Королевской академии изящных искусств в Антверпене. До того, как стать креативным директором Balenciaga в 2015 году, он работал старшим дизайнером в Maison Margiela и Louis Vuitton и создал бренд Vetements. Именно при Демне продажи Balenciaga начали интенсивный рост, например, в 2017 году они прибавили 40%, в Kering назвали Balenciaga самым быстрорастущим среди всех брендов группы во втором полугодии того года.

Демна Гвасалия | Getty Images
IMAGE Демна Гвасалия | Getty Images

Демна предложил выпускать дорогие, провокативные, но при этом обыденные вещи, вроде кожаной копии сумки из Ikea за $2000 или черного «мусорного» мешка из тонкой кожи. Он стал новатором в тренде «уродливой обуви», выпустив ставшие хитом кроссовки на трех подошвах Triple S. Все эти экстравагантные идеи оказались коммерчески успешными и принесли дизайнеру славу революционера, а в Balenciaga помогли увеличить продажи и привлечь молодую аудиторию.

Balenciaga bag Spring Summer 2017 | Spotlight
IMAGE Balenciaga bag Spring Summer 2017 | Spotlight
Кроссовки Triple S Balenciaga | Spotlight
IMAGE Кроссовки Triple S Balenciaga | Spotlight

В конце сентября, накануне показа первой коллекции Демны, в Gucci удалили все посты в Instagram и опубликовали альбом La Famiglia с 37 портретами моделей в одежде из новой коллекции, хотя обычно фото новых нарядов стараются держать в тайне до показа. Большая часть образов вдохновлена архивами модного дома. Впрочем, это, возможно, был самый быстрый путь для подготовки коллекции в сжатые сроки. На следующий день Демна устроил в здании Миланской фондовой биржи премьеру короткометражного фильма «Тигр», снятого Спайком Джонсом и Халиной Рейн. В ролях — Деми Мур, Эдвард Нортон, Эд Харрис и другие. После премьеры о Gucci вновь заговорила пресса. «Все это одновременно смешно, нежно, пугающе, излишне, сюрреалистично, реалистично и иронично – и очень похоже на Демну», — написал Harper’s Bazaar о «Тигре». После премьеры бренд запустил продажи новой коллекции в 10 флагманских магазинах, они были доступны до 12 октября. Это нетипично для мира моды, обычно между показом и продажей новых вещей есть разрыв по времени, а коллекция распродается в течение сезона.

 

«Независимо от вашего возраста, пола, стиля, финансовых возможностей, стремлений,  вернитесь, у нас есть для вас кое-что», — интерпретируют новый подход Демны аналитики HSBC. «Переход от нишевого к широкому рынку, который охватывает все сегменты и ценовые категории, является важным шагом на пути к восстановлению роста после такого резкого спада», — говорится в записке банка. В HSBC не верят в идею о том, что «Демна — спаситель Gucci», но считают, что его инициативы должны стать отличным стимулом для потребителей, чтобы вернуться в магазины Gucci: «Будут ли они покупать модели Демны? На самом деле это не самый актуальный вопрос… Важнее всего способность привлечь клиентов в магазины, а там уже задача продавцов — превратить посетителей в покупателей». После шоу в Милане посещаемость магазинов Gucci в США достигла самого высокого уровня за три недели, пишет Reuters, ссылаясь на данные Placer.ai. Полноценную подиумную коллекцию дизайнер планирует показать в феврале 2026 года.

Итальянец во французском доме

За неделю до прихода Луки де Мео в Kering Bloomberg написал, что у нового CEO «самая трудная работа в индустрии роскоши». Ему нужно сократить долг, оптимизировать раздутый управленческий аппарат и снова заставить Gucci работать на полную мощность. «Даже для автопроизводителя это было бы непросто, но там можно просто урезать расходы. В индустрии роскоши все иначе – здесь успех зависит от творческого видения дизайнеров и щедрых маркетинговых инвестиций для того, чтобы выделиться на переполненном рынке», — написали в агентстве.

Лука де Мео сменил на посту Франсуа-Анри Пино, который руководил модным гигантом последние 20 лет и чья семья контролирует Kering. Во время правления Пино были периоды и расцвета, и падения. Но в последние годы «это стало похоже на учебник о том, как не надо управлять компанией», сказал Bloomberg Флавио Середа, управляющий портфелем люксовых брендов в GAM UK Ltd. Новый стратегический план развития Kering де Мео должен представить весной, пишет агентство. Аналитики HSBC считают, что он получил мандат от акционеров на все необходимые изменения, и семья Пино будет адаптироваться под решения нового руководителя.

Документальный фильм Anatomy of a Comeback, рассказывающий о том, как де Мео преобразовал Renault, может дать представление о том, как изменится корпоративная культура Kering, пишут аналитики банка. Скорее всего, по их мнению, это будет напоминать то, что происходило в Tiffany: план — сохранить часть ключевых сотрудников, вернуть ушедших профессионалов, которых было жаль потерять, и привлечь лучших из индустрии люкса и смежных отраслей. Банк ожидает «значительных» кадровых перестановок в Kering в течение следующего года и привлечения специалистов извне. На это указывает и то, что в Kering из Renault пришел Томас Кунц, специалист по подбору персонала. Он станет руководителем по глобальному развитию талантов — эта новая должность в Kering.

Собственно, значительные изменения не заставили себя долго ждать: 20 октября стало известно, что Kering продал свой бьюти-портфель L’Oréal, заработав таким образом $4,6 млрд. Французскому дому сделка даст мощный финансовый импульс и позволит сократить долговую нагрузку. Что же касается главного бренда Kering — Gucci? Реальность такова, что ему нужно «стать немного похожим на Louis Vuitton», написали аналитики HSBC, — то есть стать брендом для всех и присутствовать во всех сегментах люкса. Удастся ли топ-менеджменту и новому кредитивному директору развернуть итальянский локомотив и вернуть бренду было величие, станет ясно уже в ближайшие сезоны.