Размышляем – стоит ли вкладывать деньги в часы вместо привычных ценных бумаг
Новый век – эпоха осознанности. Люди стали беспокоиться, как прожить эту жизнь, чтобы никому не навредить и потратить каждую секунду с пользой. Это выражается и в покупательских привычках. Бездумное потребление сменилось на шопинг со «смыслом», теперь продукты должны отражать вашу идеологическую и политическую позицию. Или хотя бы иметь потенциальную ценность. Многие товары все больше напоминают ценные бумаги. Людей привлекает высокий процент ROI (окупаемость инвестиций), даже Lego рассматривают как инвестицию. Уже несколько лет активно работает платформа StockX, где отслеживают динамику цен на популярное – кроссовки, сумки, карточки Pokemon. Совсем как в мире искусства и дорогих автомобилей. Особенно отличились часы. Раньше было постыдно покупать б/у часы. Теперь это превратилось в прибыльный бизнес, где ключевой клиент – молодые миллениалы и Gen-Z.
В новостях периодически возникает информация об очередном аукционе, где продали того самого «единорога» в несколько раз дороже оригинальной стоимости. В июне Patek Philippe Grandmaster Chime, которые принадлежали Сильвестру Сталлоне, ушли с молотка Sotheby’s за $5,4 млн, что на пару миллионов выше розничной цены. Звучит как неплохое вложение денег со стороны актера, не зря его прозвали Слай (Sly c анг. – «хитрый»). Правда, CEO Patek Philippe Тьерри Штерн был не особо рад такому реселлерскому подходу. «Это нечестно по отношению к клиенту, который ждал именно эту модель многие годы и теперь видит, как ее продают», – говорит Тьерри.
Ниже представлена подборка самых дорогих часов, проданных на аукционе Sotheby's в 2024 году.
До 2022 года рынок люксовых часов испытывал небывалый рост. Однако нестабильность после пандемии сильно пошатнула индустрию. Акции Watches of Switzerland Group и Richemont стабильно падают. При этом вторичный рынок чувствует себя неплохо. Во многом благодаря покупательским привычкам молодых миллениалов и Gen-Z. Согласно отчету BCG: стандартный покупатель люксовых часов – как раз молодой человек с высоким доходом. Раньше «вторичка» вызывала нездоровые ассоциации, вроде темной аллеи и сомнительного фарцовщика в бежевом плаще. Сейчас ей доверяют благодаря интернету, обилию информации, возможностей различных проверок и наличию достоверных онлайн-площадок. Молодежь активно скупает б/у часы на Chrono24, Bob’s Watches, Watchbox и Watchfinder. Многих из них привлекает не только мода, но и инвестиционный потенциал.
Основных стабильных игроков рынка называют Большой тройкой – Rolex, Patek Philippe и Audemars Piguet. Цены на главные модели растут на 20% в год, в то время как индекс S&P 500 показывает всего 8%, согласно BCG. Это разные вариации Rolex Submariner, GMT-Master II, Daytona; Patek Philippe Nautilus; Audemars Piguet Royal Oak. Нужно понимать, что часовые бренды выпускают десятки вариаций одной модели. Знать, какие из них станут инвестицией, а какие останутся дорогим аксессуаром – невозможно. Многие модели Rolex получили дурацкие клички из-за цветных безелей – Бэтмен, Пепси, Панда, Кермит, но стали из-за этого более ценными. То же самое касается лимитированных линеек, цветных циферблатов, усложнений. Все это потенциальные маркеры роста ценности часов. При этом простые (по меркам люксовых часов) стальные Audemars Piguet Royal Oak 15300ST стоят сейчас $31 тыс. вместо изначальных $10 тыс. В голове также стоит держать неожиданные события, вроде прекращения производства Rolex Milgauss. Модель не пользовалась большой популярностью, но после новостей спрос на нее резко вырос.
Предугадать нового «единорога» слишком сложно. Да и вряд ли к этому стоит стремиться. Часы – это в первую очередь хобби, а не грамотное финансовое вложение. Всегда можно купить что-то стабильное от Большой тройки, и если не заработать, то хотя бы не потерять деньги. Но покупать часы все же лучше по любви.










