IMAGE Getty Images

Кажется, что матча захватила все сферы жизни, от еды до бьюти. Рассказываем к чему приведет ее дефицит

Недавно в кофейне наблюдала забавную сцену: продавец сообщил, что закончилась матча. В ответ на это в очереди послышались разочарованные вздохи. Когда позже за матчей пришли две девушки, им сразу предложили другие напитки. На вопрос кассира, что они любят, одна из девушек ответила: «Матчу», что вызвало у всех истерический смешок. Неужели наступил матча-апокалипсис?

Новости о дефиците матчи появились в октябре 2024 года, когда в киотских чайных домах Marukyu Koyamaen и Ippodo установили лимиты на продукты из матчи. О рыночных трудностях также заявили в компании Yamasan. Несмотря на то, что большое количество порошка экспортировали, дефицит на матчу возник и за рубежом. Во Всемирной японской чайной организации просят не беспокоиться: скоро начнется сбор урожая и будет поставка свежей матчи. Но надолго ли ее хватит?

Tatler Asia

За последние годы матча из традиционного напитка превратилась в культ. Ее стали добавлять в коктейли, десерты, косметические средства и парфюмерию. В народе чай причислили к суперфудам. Он оказывает противовоспалительный эффект, активизирует работу мозга и запускает обмен веществ. Антиоксиданты в его составе помогают в борьбе с заболеваниями сердца, раком и болезнью Альцгеймера. Об удивительных свойствах матчи, где ее купить и какой сорт выбрать рассказывают в TikTok. В приложении на эту тему насчитывается около 202 миллионов роликов. Рост популярности матчи также связывают с эстетикой clean girl (с англ. – «чистая девочка»). Так называют непринужденных девушек с минималистичным стилем. Для них матча и фото в Instagram – обязательный «модный» ритуал. Видимо продажи матчи держатся на кофеинозависимых, сторонниках здорового образа жизни и жертвах маркетинга.

В 2025 году объем мирового рынка матчи составил $4,24 млрд. В Министерстве сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства Японии сообщили, что в период с 2010 по 2023 год изготовление матчи увеличилось с 1471 тонны до 4176 тонн, то есть потребность возросла почти в три раза. При этом матча занимает всего 6% от общего производства чая в стране. Шиори Юэн, глава зарубежного подразделения чайной компании Yamasan, отметила, что изготовление отстает от мирового спроса: «Дело не только в чайных листьях – мы столкнулись с нехваткой рабочей силы и оборудования». Матчу делают на дорогих каменных мельницах, которые производят до 40 граммов порошка в час. Этого хватает примерно на десять порций матча латте. Даже если измельчать чайные листья круглый год, матчи все равно будет недостаточно. Немаловажную роль также играют погодные условия – от них напрямую зависит урожай.

Tatler Asia

С учетом указанных факторов, к концу года ожидается очередной кризис на мировом рынке матчи. У фермеров нет стимула расширять производство, так как цены на чай устанавливаются в зависимости от сорта и региона произрастания. Не исключено, что этим воспользуются пиратские компании и начнут продавать низкосортную матчу. Важно учитывать, что такой продукт будет обладать обратными свойствами. Возможно, матча станет сезонной, и тогда ее дефицит в холодное время года будет не так заметен. Но ведь мы знаем, что чем менее доступен товар – тем он привлекательнее.

Темы