Алматы не впервые становится точкой притяжения для тех, кто ищет вдохновения и свободы. С разницей в 80 с лишним лет этот город стал домом для писательницы Гузель Яхиной – и главного героя ее новой книги «Эйзен»
Гузель Яхина написала книгу о Сергее Михайловиче Эйзенштейне. Тем, кто знает ее только как автора бестселлера «Зулейха открывает глаза», выбор героя может показаться странным и даже шокирующим. Впрочем, жизнь любит странные сближения. И, в сущности, если вдуматься, тут нет ничего неожиданного: Гузель окончила сценарные курсы в Москве, всегда любила кино, а в юности, как выяснилось, была так «ушиблена» фильмом Эйзенштейна «Иван Грозный», что в какой-то момент у себя в комнате развесила репродукции его рисунков. Понятный порыв киномана стать хотя бы на полсантиметра ближе к своему кумиру.
Он был странный, сложный, выпадающий из всех форматов и иерархий, Сергей Михайлович Эйзенштейн. Или, как его звали близкие и дальние, – Эйзен. Дикий гений. Священное чудовище. Революционер в искусстве. Сталинский лауреат. К Эйзенштейну трудно подступиться с каким-то одним ключом. Тут их требуется целая связка, да и то не факт, что замурованная дверь в стене отечественного киноведения когда-нибудь поддастся и откроется. Зато сам я хорошо помню вполне конкретную дверь во флигеле Театрального музея имени Бахрушина, обитую коричневым дерматином, на которой было написано «Архив Вс. Мейерхольда». Тогда немногие знали, что этот архив был спасен благодаря Сергею Михайловичу. А ведь осенью 1938 года, когда в Москве шли повальные аресты, тем более после загадочного убийства жены Мейерхольда, актрисы Зинаиды Райх, само это многосложное предприятие с вывозом архива на дачу в Кратово на двух грузовиках было более чем опасным. И тем не менее Эйзенштейн не смог отказать мейерхольдовской падчерице Татьяне Есениной, хотя знал, что очень рискует. Почему? И таких вопросов в его биографии, куда ни копни, много.
Его отношения с революцией и советской властью. Его отношения с родной матерью Юлией Ивановной, которой он отчитывался во всем, что происходит, практически ежедневно и до самого последнего своего вздоха. Они и умерли в один год – вначале сын, потом мать, так и не сумевшие за 50 лет разорвать связующую их пуповину. Его отношения с женщинами, запутанные, драматичные, несчастные. Его тайные влюбленности и крушения. Наконец, его гениальные фильмы!
Вся его жизнь – как «монтаж аттракционов» (любимый термин, прочно вошедший в мировое киноведение), где каждый последующий аттракцион опаснее, страшнее и головокружительнее предыдущего. Об этом – новая книга Гузель Яхиной «Эйзен».

Жизнь на переломе
Нет, это не биографическое повествование из серии «ЖЗЛ», а все-таки роман, написанный на переломе жизни, на переломе Истории. Личные обстоятельства автора тоже не стоит сбрасывать со счетов. После 24 февраля 2022 года Гузель Яхина покинула Россию и перебралась в Казахстан. Теперь она живет в Алматы. И когда в разговоре с ней я по привычке произношу прежнее название города – Алма-Ата, она вежливо меня поправляет. Теперь город называется немного, но иначе.
Можно сказать, что в каком-то смысле Эйзенштейн срежиссировал ее переезд. В 2023 году Гузель буквально повторила путь, который проделал ее герой в августе 1941 года, когда вместе с большой группой московских кинематографистов отправился в эвакуацию. Степи, поля, холмы, горы... Резкая смена пейзажа за окном, резкая перемена климата и участи. Неведомая и грозная страна, где Эйзенштейну суждено было снять свой лучший фильм. Хотя он об этом еще не знал. В Москве у него оставались тайно зарытые во дворе «Мосфильма» бобины запрещенного «Бежина луга», а в банковских сейфах в США – отснятые пленки незаконченного мексиканского фильма, который он так больше никогда и не увидит. Кладбище невышедших фильмов, нереализованных замыслов, убитых проектов...
Но тогда в его потрепанном американском кожаном саквояже лежал черновой сценарий про царя Ивана Грозного – довоенный госзаказ, который непонятно, как было исполнить вдали от мосфильмовских павильонов и всех полагавшихся киномощностей.
– Я вообще не понимаю, как этот фильм мог быть снят тогда, при живом Сталине, – недоумевает Гузель. – Ведь «Иван Грозный» не только про абсолютную власть, но и попытка рассказать о цене, которую неизбежно платит тиран. Съемки первой серии проходили здесь, в Алматы, где Эйзенштейн оказался со своей съемочной группой в очень непростых бытовых условиях. Не было кинопленки, электричества, света, еды... Все по карточкам! Но фильм был снят. И он до сих пор поражает своей трагической мощью и размахом.
Мы не виделись с Гузель Яхиной три года. За это время так много всего произошло и в ее жизни, и в моей. По иронии судьбы мы теперь оба обретаемся в местах, напрямую связанных с биографией Эйзенштейна. Я – в Юрмале, недалеко от Риги, где он родился. Гузель – в Алматы, где он снял свой великий фильм. Но все это – единое пространство нашей общей судьбы, где невозможно отделить одно от другого. И свершения, и падения, и постыдные, горькие эпизоды советской истории, и трагические противоречия, в которых непросто разобраться даже спустя 100 лет.