Фильм Шона Бейкера «Анора», получивший в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, до сих пор вызывает дикие споры – в том числе в редакции Tatler. Максим Семеляк попробовал объяснить, в чем, собственно, фокус (и некоторый ужас) этого кино
Продолжительность споров о фильме «Анора» представляется чем-то феноменальным, особенно учитывая синдром сверхотвлекаемости современного человека. Картина получила каннскую «Пальмовую ветвь» еще в прошлом мае, однако по сей день, если возникнет желание всласть пособачиться в соцсетях, достаточно вбросить в комментарий по любому поводу волшебное слово «Анора». Обсуждают уже не столько сам фильм, сколько сопутствующие социологические аспекты – почему, например, история о том, как стервозная, но чувствительная стриптизерша коротко вышла замуж в Америке за идиотического недоросля, сына русского олигарха, в массе своей одобрена англоязычной аудиторией и куда меньше заходит в русскоговорящих сообществах?
Обсуждать фанатов и хейтеров фильма Шона Бейкера смысла особого нет, поскольку они пребывают в своем эмоциональном поле и ставки там только растут. Фанатов, по ощущению, больше, но и нас, хейтеров, хватает. Первые считывают в фильме мощное гуманистическое высказывание с отсылками к «Ночам Кабирии», Достоевскому (да-да, Юра Борисов как новый князь Мышкин) и даже Карлу Марксу. Вторые считают «Анору» худшим фильмом XXI века и средоточием уродства и китча. В этом смысле показательнее прочих выступила уважаемая Вероника Аркадьевна Долина. Ее сын-критик картину отругал достаточно сдержанно, в то время как почтенная сочинительница лирических песен разглядела в ней конец века просвещения, закрытие веры в человека, издевательство над авторитетной сказкой о Золушке и новый монумент мерзости, пришедшей, по ее мнению, из России, хотя лента, в сущности, совершенно американская. Я, конечно, не любитель «Аноры», но, признаться, не припомню, чтобы какой-либо фильм в истории кино в принципе вызывал подобную реакцию.
