IMAGE Фотограф: Charlie Clift | imdb.com

Что исследует главный фильм о любви «Материалистка» в 2025-м? Осторожно: в тексте есть небольшие спойлеры

Когда я впервые увидела трейлер фильма «Материалистка», то сразу мысленно занесла картину в список must-watch этого года – не только потому, что cast is casting (вы понимаете, о чем я), но и благодаря имени режиссера Селин Сон. Все-таки, когда режиссерское кресло занимает женщина, не приходится переживать, пройдет ли фильм тест Бекдел – Уоллес.

Еще одна причина моего интереса – ностальгия по любимому с детства жанру. Устав от ребутов и переосмыслений ромкомов, хочется увидеть историю с оригинальным сюжетом, с уважением к классике. В фильме «Материалистка» есть все, что зрители любят в старых любовных комедиях: шумный Нью-Йорк, легкий юмор, чувственные взгляды, красивые слова. На первых кадрах, где Дакота Джонсон собирается на рабочую встречу, так и ждешь, что зазвучит Suddenly I See и перенесет тебя в беззаботные нулевые.

Любовный треугольник Дакоты, Педро и Криса 

Фильм открывается и завершается сценой из первобытной жизни: он – добытчик, она – хранительница очага. Это метафорическое вступление задает главный вопрос: что в итоге заставляет нас выбирать друг друга? Рост, внешность, финансовое положение, схожие политические взгляды, отношения в семье... или все же есть нечто большее?

«Материалистка» – история об успешной мэтчмейкере (по-нашему – своднице) Люси (Дакота Джонсон). Она сделала карьеру на том, что помогает одиноким находить пару. В ее портфолио – девять удачных кейсов, завершившихся главной целью – браком. Она носит полустрогие-полусексуальные образы, зарабатывает $80 тыс. в год и кажется человеком, который знает об отношениях все. Запросы клиентов для нее, как математические задачки. Но сама Люси – классический сапожник без сапог: собственную личную жизнь она строить не спешит. Пока не встречает харизматичного миллионера Гарри (Педро Паскаль) и в то же время своего «главного бывшего» (того самого партнера, отношения с которым остаются важной точкой в биографии) – официанта Джона (Крис Эванс).

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Charlie Clift | imdb.com

Люси – собирательный образ экранных role models, на которых строилась моя личность. Она обаятельна и игрива, как Энди Андерсон, склонна к рефлексии, как Кэрри Брэдшоу, и готова на многое ради карьеры, как Андреа Сакс. Подарив медленный танец герою Педро Паскаля, она заявляет, что «следующий парень станет ее мужем, а чтобы начать встречаться, он должен быть умопомрачительно богат». Несмотря на многочисленную критику неудачных проектов Дакоты Джонсон, ее ненавязчивая игра выглядит убедительно. Настолько, что хочется забыть про непотизм актрисы и поверить в ее бедное детство и в ссоры родителей из-за нехватки денег.

Наследник семейного бизнеса Гарри, как говорят в мире мэтчмейкеров, настоящий «единорог» – партнер настолько идеальный, что в его существование сложно поверить. Он привлекателен и харизматичен, высок и умен, и главное – богат. На рынке женихов ему нет равных, он – эмоционально открытый «мистер Биг», 10/10. «У тебя классная стрижка, и ты даже знаешь, как одеваться», – говорит Люси, затрагивая одну из самых болезненных тем женского дейтинг-опыта. Но больше всего ее поражает финансовая свобода Гарри закрывать любой счет. «Не знаю, что мне нравится больше – ты или места, в которые ты меня водишь», – заявляет Люси. После секса первым делом спрашивает, сколько стоит его квартира.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Казалось бы, Гарри – идеальный выбор. Но не все так просто: есть еще ее бывший – Джон, 37-летний театральный актер, подрабатывающий официантом на свадебных кейтерингах. Он снимает комнату в квартире с соседями, смирившись с полным отсутствием личных границ. Из накоплений лишь две тысячи долларов. А еще – безоговорочно влюблен в Люси. Несколько лет назад она бросила Джона, устав отмечать годовщины в дешевых забегаловках и ссориться из-за двадцати долларов.

Любовный треугольник – классическая история, как и дилемма фильма «Материалистка»: с милым рай и в шалаше – или все-таки нет?

Tatler Asia
IMAGE imdb.com

МатериалистЫ

«Я бросила тебя, потому что ты бедный, и ненавижу себя за это», – говорит Люси Джону. Она снова возвращается к бывшему, в отношениях с которым ничего не меняется. И винит себя за то, что он не может дать ей тот комфорт, к которому она стремится.

Джон и Люси задумываются о деньгах в отношениях. При этом только она называет себя ужасной, бесчувственной и меркантильной. Стереотип о том, что «женщинам нужны только деньги» прослеживается даже в русскоязычном названии фильма. Оригинальные Materialists перевели как «Материалистка», сделав акцент на женщине и ее нежелании соглашаться на меньшее.

Не только ромком

Селин Сон дебютировала в 2023 году с картиной «Прошлые жизни» – о таких же непростых отношениях. В новой работе режиссер продолжает рассказывать истории сквозь призму женского опыта. Например, сцена на свадьбе одной из клиенток Люси может откликнуться многим женщинам. «Я могу быть кем угодно, а выбрала быть невестой», – отчаянно говорит девушка. В мире бесконечной борьбы за равенство порой становится неловко даже за то, что хочется просто надеть белое платье и пойти к алтарю.

Селин показывает мэтчмейкинг как обычный бизнес – в контексте фильма это выглядит вполне реалистично. Когда одна из клиенток Люси сталкивается с сексуализированным насилием, тон истории меняется. Тревожность, чувство вины и напряжение героини нарастают, и создатели не пытаются отшутиться или сгладить ситуацию. Словно смотришь старый ромком, но на удивление без проблемных мест.

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Charlie Clift | imdb.com
Tatler Asia

Случившееся отрезвляет Люси и меняет ее взгляд на работу и личную жизнь. Она перестает видеть в отношениях математику, а в клиентах – рост и доход. Мэтчмейкер, уверенная в начале фильма, что может подобрать пару по четким параметрам, понимает: у любви нет формулы.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com

О взрослении героев 

Стоя в очереди в женский туалет, я случайно подслушала разговор женщин, которые только что вышли с того же сеанса. Одни сокрушались из-за выбора героини, другие мечтали о релизе фильма «Материалистка – 2» – про трудности брака главных героев. Спорить можно о первом, но со вторым для меня все ясно: истории о любви не нуждаются в продолжении. Финал с кольцом на пальце и мечтами о будущем дает главное – надежду и иллюзию того, что сказка может стать реальностью.

Темы