IMAGE Getty Images

Наурыз возник три тысячи лет назад, когда еще не было Афин, Рима и, возможно, даже Пекина

Несмотря на множество новых традиций, которые пришли в нашу страну вместе с исламом, Советским Союзом или глобальным маркетингом, Наурыз остается самым теплым и любимым праздником в году. Может быть, потому, что весна и радость новой жизни примиряют и воодушевляют всех.

Наурыз – иранско-тюркский Новый год – наступает позже всех прочих: и европейского снежного с его елками и красно-белым Санта-Клаусом, и китайского огненного, который при драконах и фейерверках. Жители Севера приурочили начало года к самым темным и холодным дням, их праздник – это молитва выживающих, которые, спрятавшись под покровом снегов, сбившись в кучку у домашнего очага, просят солнце не уходить навсегда. Поэтому зимние праздники в Европе – это до сих пор чаще всего строго семейное, закрытое торжество, и есть в нем элементы мистического ужаса, чувство холодного убивающего мрака там, снаружи, во внешнем мире.

Восточный Новый год, пришедший из Китая, – это очень древнее сакральное мероприятие, связанное не с солнечным календарем, а с лунным. Выпадающее на конец января – начало февраля новолуние считается в Китае началом весны и пробуждения природы. Китайский Новый год насыщен ритуалами, приметами, всевозможными суевериями и, празднование его похоже на своеобразный квест, когда нужно успеть выполнить буквально сотни заданий, чтобы обеспечить себя достаточным благополучием на будущее. Все – от формы пирожков и цвета тарелок до первого чихания в новом году – имеет значение и строго регламентировано.

Название «Наурыз» появилось в Древнем Иране и состоит из двух древнеиранских слов: «ноу» – новый и «руз» – день. Поэтому многие считают, что это изначально чисто иранский праздник. Но исторический Иран много шире, чем нынешняя Исламская Республика. Родиной Наурыза принято считать Туран – земли кочевых ираноязычных племен, населявших в том числе и Центральную Азию. Так что в древности Наурыз праздновали не где-то там, а именно здесь, на землях будущего Казахстана. Наурыз часто ассоциируется с легендарным пророком-кочевником Заратуштрой. Опять-таки есть версия, что свое учение о едином создателе, дарующем любовь, благословение, поддержку и свет, он проповедовал именно в районе Семиречья. Когда точно жил Заратуштра, мы уже не узнаем, но ученые относят его земной путь к XI–VI векам до нашей эры. Поклонение огню и свету в целом – главное в зороастризме, поэтому праздник весеннего равноденствия, когда день начинает побеждать ночь, и стал центральным в этой древней религии.

Сегодня Наурыз отмечают в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Афганистане, Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Татарстане, Башкортостане, а еще в Иране, Синьцзяне, Иракском Курдистане, Индии, Турции и Дагестане. И даже в Европе на Балканах – в Македонии, Албании, Боснии и Герцеговине. По решению ЮНЕСКО с 2009 года Наурызу присвоен статус международного праздника. Наурыз приходится на то время, когда тепло, жизнь и краски возвращаются на землю, когда люди готовятся к труду, к радостям весны и лета. Поэтому он преисполнен любви к жизни, энергии, надежд на будущее – никаких темных изнанок, никакого ужаса вовне. Это открытый праздник, полный воздуха, высокого неба и свободы. Добавьте к этому возможность сбросить с себя все эти пуховики, снова надеть туфли и сидеть на летних террасах.

Tatler Asia
KANAS VALLEY, XINJIANG, CHINA - 2005/05/30: Nomad yurts, sheep and camels in the Kanas Valley at the Altai Mountains near the very northern tip of Xinjiang Province bordering Kazakhstan, Mongolia, and Russia. The Kanas Valley is home to a large population of ethnic Tuvans and Kazakhs, many nomadic. (Photo by Leisa Tyler/LightRocket via Getty Images)
IMAGE Getty Images
KANAS VALLEY, XINJIANG, CHINA - 2005/05/30: Nomad yurts, sheep and camels in the Kanas Valley at the Altai Mountains near the very northern tip of Xinjiang Province bordering Kazakhstan, Mongolia, and Russia. The Kanas Valley is home to a large population of ethnic Tuvans and Kazakhs, many nomadic. (Photo by Leisa Tyler/LightRocket via Getty Images)

«Я про Кыдыр ата лет в десять впервые услышала. Мне тетя сказала, что он будет очень недоволен, когда увидит, какой у меня беспорядок в шкафу. Я уже знала, что Дед Мороз – страшный скупердяй, он требует кучу пятерок, чистых ногтей, не драться с братом, фантики конфетные за диван не кидать – и все это ради пары жалких кукол Lol и кулька с мандаринами! Вообще невыгодный обмен! А Кыдыр ата даже подарков не дарит. Я все это сказала взрослым, и кто-то ответил: «Зато он забирает несчастья, которые должны были тебе достаться в следующем году». Я прямо напугалась тогда и сразу поверила. И до сих пор где-то глубоко внутри в это верю».

- Тея, 18 лет, Алматы -

Tatler Asia
IMAGE Getty Images

Наурыз приходится на время, когда тепло, жизнь и краски возвращаются

А еще – новые коллекции из Милана и Парижа, детские каникулы с ритуальным посещением любимых курортов и наполеоновские планы на близкое лето.

Дни огня и предков

Как и китайский Новый год, Наурыз вышел из сакральных мистерий огня. Древние иранцы почитали эту стихию превыше всех прочих, поэтому и в Иране, и у многих тюркских народов, например у азербайджанцев, празднование Наурыза отмечается огненными забавами – зажиганием факелов, прыжками через костер. В Казахстане эта традиция не прижилась (впрочем, чтобы запустить фейерверк в Алматы, и праздник особо не нужен). Зато другая важнейшая древняя составляющая Наурыза в Казахстане сохранилась, хотя и в весьма своеобразном виде.

У зороастрийцев Наурыз был не только временем весны и огня. Это были еще и дни поминовения усопших, которые, согласно старинным верованиям, ушли по солнечной дороге в небесный огненный мир. Вспомним, что до того, как зороастрийцы стали кремировать покойников, они практиковали «оставление тел солнцу» – умершего выносили
в степь или пустыню и оставляли там. Считалось, что солнечный огонь выжжет бренную плоть, а дух поднимется по сияющему столпу солнечного света прямо в небо.

«Сам же месяц Нового Дня (Наурыза), совпадавший с мартом-апрелем, предназначался для поминания душ усопших – фраваши», – писала знаменитая исследовательница зороастризма Мэри Бойс в своем труде «Зороастрийцы. Верования и обычаи». Подношение пищи и жертв духам предков было настолько неотъемлемым элементом Наурыза, что даже с отказом иранцев от зороастризма этот поминальный оттенок в празднике сохранился. Объясняя его, поэты и философы обычно ссылались на то, что в эти дни некогда были убиты в сражении или мирно почили те или иные герои или исламские мудрецы. В Иране таким «посмертным покровителем» Наурыза является витязь-герой Сиявуш.

Жертвенную пищу для духов предков мы продолжаем готовить на праздник до сих пор. В Иране и Азербайджане, например, в Наурыз расписывают вареные яйца, ибо яйцо всегда служило ярким примером способности души к возрождению. Живая птица, появляющаяся из неживого объекта – яйца, была для древнего сознания убедительным свидетельством того, что мертвое может ожить. Другим образчиком возрождения было проросшее зерно, и сумаляк – блюдо из проросших зерен – является обязательным кушаньем у многих народов, отмечающих Наурыз.

А роль общего духа-предка, почитаемого в эти дни, в Казахстане взял на себя старец в белоснежных одеждах Кыдыр ата. Тот, который шествует по земле в дни Наурыза, повелевая травам расти, а деревьям цвести, тот, который под видом случайного гостя зайдет в каждый дом, чтобы узнать, насколько чисты юрты и сердца его народа. И нередко он движется над землей в образе Жылан баба, многоногого духа-змея, тотемного предка древних тюрков.

Tatler Asia

«Для меня Наурыз тесно связан с шафраном алатауским – этот белый крокус покрывал горы вокруг нашего дома как раз к празднику, иногда почти сквозь лед всходил и расцветал стайками. Стойкий цветок. В детстве мы не знали, что он краснокнижный, и собирали из него букетики, сейчас стыдно, конечно. А еще на Наурыз в моем детстве почему-то постоянно шел снег, так что дастархан в саду так, по-моему, ни разу накрыть и не удалось. Но дедушка готовил кушанья – вяленое мясо, пшеницу – только на улице, в большом казане, сидел там под крупными хлопьями снега, помешивал в казане угощение...»

- Акзель, 22 года, Алматы -

Запрещенный и забытый

Арабские народы, распространявшие ислам, никак не могли приветствовать Наурыз – чуждый для арабов праздник, тесно связанный с доисламской мифологией. Тем не менее тюркские и ираноязычные народы так и не смогли его забыть. Наурызу искали оправдания, подыскивали почтенное происхождение из одобряемых теологами обычаев, ссылались на почитаемые авторитеты.

Одна из самых известных апологий Наурыза, «Наурыз-наме», принадлежит великому персидскому поэту Омару Хайяму (1048–1131): «У царей имеется обычай – в начале года им необходимо произвести определенные церемонии для благословения, установления даты и наслаждения. Тот, кто в день Наурыза празднует и веселится, будет жить до следующего Наурыза в веселье и наслаждении. Эту практику для царей установили ученые».

Парадоксальным образом очень долго, с 1925 по 1991 год, Наурыз был запрещен в светской Турции, и связано это с тем, что в ХХ веке его стали активно и демонстративно праздновать живущие в Турции курды, среди которых было
немало зороастрийцев. Праздник превратился в один из символов независимости курдов и поэтому попал под запрет властей. По той же причине он до сих пор фактически запрещен в Сирии.

Во времена Российской империи празднование Наурыза нашим народом не преследовалось, но и не поощрялось исламским духовенством, имеющим поддержку властей. Что касается СССР, то тогда на Наурыз скорее
смотрели сквозь пальцы. Он не считался религиозным праздником, но и никак не поддерживался советской властью, которая была заинтересована в том, чтобы весенние праздники во всех республиках отмечались по советскому календарю – Международный женский день 8 Марта и 1 Мая.

В отличие от христиан, вынужденных, например, праздновать свою Пасху тайно, поклонникам Наурыза никто не мешал устраивать шумные застолья. Патрули дружинников не выходили ловить граждан, скрытно несущих в сумках баурсаки с шелпеками, но вот только никаких выходных на эти дни не выделяли и в средствах массовой информации не освещали. Правда, с начала 80-х годов XX века Наурыз стали немного продвигать как «милый национальный обычай народов Азии» – шел тогда такой тренд на интерес к народным промыслам, традициям и обычаям, скорее сувенирного характера, чем идеологического. И лишь после обретения Казахстаном независимости Наурыз был объявлен государственным праздником. Произошло это в 1991 году.

Tatler Asia
CHINA - MARCH 24: Kazakh yurt camp in the Bogda Shan range, Sinkiang or Xinjiang, China. (Photo by DeAgostini/Getty Images)
IMAGE Getty Images
CHINA - MARCH 24: Kazakh yurt camp in the Bogda Shan range, Sinkiang or Xinjiang, China. (Photo by DeAgostini/Getty Images)

«Когда начали официально праздновать, в начале 90-х, в школьном хоровом кружке мы разучили «Наурыз-думан» Розы Рымбаевой, чтобы выступить на фестивале в честь праздника. Ну что, было восемь школ, восемь хоров, все всходили на сцену и по очереди пели «Наурыз-думан». Хорошая песня, но ее было слегка много – организаторы, конечно, зря заранее программу концерта не согласовали».

- Асель, 43 года, Астана -

КАК МЫ ЕГО ПРАЗДНУЕМ

Удивительно, но всепроникающий маркетинг не очень-то освоил Наурыз по сравнению с Хэллоуином, Christmas, Новым годом или 8 Марта. Лишь в последнее время появилась традиция собирать в гости праздничную корзину деликатесов.
Еще на улицах или рядом с домом иногда ставят юрты, а заполнять центральные площади десятками нарядных шатров, качелями-алтыбаканами и ароматом блюд, приготовленных там же на костре, любят как в городах, так и в аулах. Но в целом за праздничную атмосферу отвечают скорее запах весны и радость от встречи с близкими.

Каждый житель Казахстана знает, что праздничная неделя – это обязательное хождение по гостям. И прием гостей у себя. Прежде всего надо навестить родителей, бабушек и дедушек со всех сторон. И не просто зайти посидеть, а провести вместе как можно больше времени. Если старшие живут в другом городе – ехать с ночевкой.

Расписание визитов в это время у многих семей смахивает на протокол дипломатической службы – может выходить по нескольку встреч и приемов в день, особенно если нет какого-нибудь общего большого дома, где все дяди, тети
и двоюродные бабушки могут собраться вместе и насладиться обменом новостями и лицезрением подрастающего поколения, жующего сухофрукты и орехи, уткнувшись в свои смартфоны.

Даже в семьях, где не умеют и не любят готовить, пытаются жарить баурсаки и лепешки-шелпеки, потому что никак нельзя, чтобы в Наурыз дома не было домашней выпечки.

Наурыз коже или хотя бы бешбармак тоже из разряда неизбежных вещей в Наурыз, и совершенно бесполезно ссылаться на изжогу и диеты. Курта погрызи, и все в порядке будет. Уж килограммчик-другой вареного мяса в тебя, родной, влезет.

Многие забыли, что наурыз коже – это ритуальное блюдо: суп, включающий семь компонентов –
воду, мясо, соль, жир, муку, злаки и молоко. Число «семь» имеет сакральный смысл у многих народов, и казахи тут не исключение. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов счастливой жизни: радость, мудрость, удачу, здоровье, богатство, скорость и небесную защиту от зла. Огромный котел, в котором готовится наурыз коже, является символом единства, достатка и изобилия. Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае. Но богатому урожаю скорее обрадуются владельцы клиник похудения, к которым придется неизбежно обратиться, если следовать всем нашим традициям.

Tatler Asia
ASTANA, KAZAKHSTAN - MARCH 21: Women, wearing traditional clothes, participate Nowruz celebrations at a Congress Center in Astana, Kazakhstan on March 21, 2019. International Nowruz Day, which marks the first day of spring and the beginning of the new year in the Turkic populated areas, continues since seven centuries. (Photo by Aliia Raimbekova/Anadolu Agency/Getty Images)
IMAGE Getty Images
ASTANA, KAZAKHSTAN - MARCH 21: Women, wearing traditional clothes, participate Nowruz celebrations at a Congress Center in Astana, Kazakhstan on March 21, 2019. International Nowruz Day, which marks the first day of spring and the beginning of the new year in the Turkic populated areas, continues since seven centuries. (Photo by Aliia Raimbekova/Anadolu Agency/Getty Images)

«Я родился в Синьцзян-Уйгурском районе Китая, там и казахи, и уйгуры к празднованию Наурыза относились очень серьезно. Наурыз и Курбан айт – всего два праздника в году, ведь ни Новый год, ни дни рождения не праздновали, но уж в эти два праздника гуляли вовсю. Неделями. Ездили на лошадях из села в село. Заходишь в каждый дом – родные, знакомые там, незнакомые – неважно. Всех нужно поздравить, благословить, присесть, поесть, чаю выпить. Играли в асыки, канат перетягивали, а если удавалось – кокпар организовывали. Когда мы всей семьей переехали в Казахстан, в Алматы, конечно, о таком формате праздника пришлось забыть, городская жизнь на такое не рассчитана».

- Тлек, 29 лет, Алматы -

Важнейшей традицией Наурыза является наведение порядка в доме. Его надо отмыть. Весь. Сверху донизу. Разгрести подвалы и антресоли. Вымыть окна, чтобы весеннее солнце сверкало в них, путаясь в свежевыстиранных шторах. Жир от баурсаков должен брызгать только на идеально отдраенный кафель. Подмести двор еще. Убрать старые листья и прочий зимний мусор. Все должно сиять чистотой.

В дни Наурыза нельзя никого обижать. Даже бродячей кошке нельзя сказать «брысь!» Даже майне, пытающейся стащить с дастархана булочку, не стоит грозить пальцем. Никто не знает, какими неприятностями на весь следующий год может обернуться одно злое слово, сказанное в эти дни.

Чистое. Доброе. Любящее. Щедрое. Вот четыре главных настроения этого древнего праздника, ибо из семян, посеянных в эти дни, вырастает будущее.

«Уж убирались к Наурызу так убирались. Если сметать пау- тину с потолка полотенцами, примотанными к швабрам, было весело, выбивать ковры на улице тоже, то перемывание всей посуды в доме, включая казаны и хрусталь из серванта, было почти наказанием».

- Сабина, 35 лет, Шымкент -

Темы