IMAGE Личный архив Карин Сомерсет

Впечатляющие маршруты из жизни Карин Сомерсет

В мире, где тревел все чаще сводится к бронированию отеля из списка The World’s 50 Best Hotels, Карин Сомерсет остается, пожалуй, самым нестандартным и вдумчивым путешественником Казахстана. Ее карта маршрутов – это не список резортов, ресторанов и бутиков, а череда мест-впечатлений. Она исследовала ледники Исландии, спала под звездами в Вади-Рам, уезжала в молчание на випассану, шла к вершинам и растворялась в пустоте казахстанских пейзажей. Ее маршруты – не про географию, а про исследование, в том числе себя. И именно этим она отличается от всех.

Зачем сейчас молодые люди, условные тридцатилетние, ездят путешествовать?

Мир стал ближе. А мы? Стали ли мы ближе к себе? Сомневаюсь. Удобство упростило передвижение, но вместе с этим отняло часть того, что делало путь настоящим: дефицит удивления. Не маршрутов, не вкусов, не вещей, а самого состояния, когда ты не знаешь, что будет дальше. Когда все слишком понятно, мозг не воспринимает, а просто предсказывает. Это удобно, да. Но предсказуемость исключает удивление, а без него жизнь становится до крайности функциональной.

Путешествие в этом смысле редкий и, можно сказать, легальный сбой системы. Не смена климата, а смена восприятия. Я вспоминаю ледники Исландии, тропический дождь в деревне Канди, рассвет на ледниках Килиманджаро. Все эти эпизоды, в сущности, не про географию. А про то, что дорога – это редкий шанс быть в незнании. А незнание, как ни странно, не разрушает. Оно дает опору. Мы привыкли говорить, что путешествия расширяют кругозор. На самом деле, они сужают фокус. Они возвращают взгляд к деталям: трещинам на стене, глазам продавца, узору от солнца на стволах деревьев. И именно в этих деталях снова проявляется жизнь. Там, где ты ничего не знаешь, ты вдруг начинаешь по-настоящему слушать, смотреть, чувствовать. Мозг перестает экономить энергию и возвращается к своей исходной роли исследователя. И вот тогда происходит главное: в пространстве, где тебя никто не зовет по имени, ты начинаешь вспоминать, кто ты есть. Это почти роскошь: быть нигде и никем.

Tatler Asia
IMAGE Личный архив Карин Сомерсет
Tatler Asia
Tatler Asia
Processed with VSCO with u3 preset
Processed with VSCO with u3 preset

Каков идеальный ритм путешествий? Есть ли у этого явления психологический аспект?

Жизнь не партитура, а мы не метрономы. Мне все же ближе мысль о том, что у каждого из нас есть внутренняя, почти телесная потребность смены перспективы. В последней поездке в Намибию мы оказались в глухих деревнях, где почти нет туристов. На первый взгляд, ничего показательного – только огромная пустая территория саванны, в воздухе пыль, африканские племена и их дети, играющие со старым мячом. На заправке по дороге туда нас спросила пара британцев: «Зачем вы вообще туда едете?» Мы ответили: «Там, где люди живут без амбиций, ты начинаешь понимать, откуда происходят твои».

Это было сказано без осуждения. Просто наблюдение. В таких местах особенно ясно видно, как мы, почти незаметно для себя, стали воспринимать скорость как достоинство, а постоянное напряжение и стресс как норму. Возможно, именно поэтому меня тянет в дальние маршруты к горным озерам Кыргызстана, на випассану в Индию, на вершину Килиманджаро, на волонтерские проекты в Мьянму – за возможностью хотя бы на время выйти за границы того, что стало привычным. Потому что если долго жить внутри одной парадигмы, пусть даже комфортной, продуманной, успешной, начинаешь принимать ее за единственно возможную. И тогда любое «иначе» воспринимается неверным, любое замедление как слабость, любая неопределенность – как угроза устойчивости. А без альтернативы – нет свободы.

Tatler Asia
IMAGE Личный архив Карин Сомерсет
Tatler Asia
Processed with VSCO with e1 preset
Processed with VSCO with e1 preset

Каждые выходные ты в горах. Когда началась ваша любовь и началась ли она с любви? Или это было просто любопытство? Или желание новизны?

Как и все важные вещи в жизни, все произошло случайно. Или, может быть, закономерно. Мой хороший друг сказал: «А давай в горы каждые выходные?» И добавил: «Без гор мы остаемся на равнине, это удобно, но слишком плоско, чтобы по-настоящему двигаться вперед». Тогда я не до конца поняла смысл его фразы, но согласилась. Потом случилась учеба в альплагере Туюк-Су, ночевки в палатках, альпинистские узлы, которые не складывались с первого раза, и набор высоты до 5 000 метров. После встреча и дружба с Максом Жумаевым, который говорит о вершинах, как говорят о тексте, который перечитываешь. С уважением. С внутренним знанием, что каждая гора не результат, а диалог. Горы стали для меня не местом силы, как принято говорить, а местом отсутствия. Отсутствия суеты, ожиданий, стремления быть на виду.

Tatler Asia
Processed with VSCO with j2 preset
IMAGE Личный архив Карин Сомерсет
Tatler Asia
Processed with VSCO with j2 preset

Ты одна из немногих, кто активно путешествует по Казахстану. И где-то ты – лучшая реклама внутреннего туризма. Какую часть Казахстана ты еще не исследовала?

Есть места, которые не отпускают, и каждый раз, когда приезжаешь, ощущение, что не приехала, а вернулась. Мангистау, Тузбаир, Босжыра, Карынжарык – это не просто ландшафты, а состояние. Там у времени другая плотность. И еще Алтай, Катон-Карагай. Он у меня остался как недосказанное письмо. Хочется вернуться – не чтобы завершить, а чтобы продолжить.

Tatler Asia
Processed with VSCO with al3 preset
IMAGE Личный архив Карин Сомерсет
Tatler Asia
Processed with VSCO with g7 preset
Processed with VSCO with al3 preset
Processed with VSCO with g7 preset

Назови пять самых важных мест из тех, где ты уже была. Что каждое из них тебе дало?

С годами я поняла, что ценю все больше, когда меньше всего. Количественно меньше мыслей, меньше людей, меньше вещей, но больше выбора и событий, определяющих меня как человека. Мы привыкли избегать одиночества, но оно высвобождает много времени для размышлений. Но с 2018 года я научилась воспринимать пустоту – не обязательно как отсутствие, а как форму насыщения. Именно поэтому випассана перестала быть для меня эпизодом и стала частью жизни. Я ежегодно возвращаюсь в Таиланд или Индию, чтобы провести 14, а иногда и 20 дней в полном молчании – это первое. Без разговоров, телефона, отвлекающих отражений. Только наблюдение – за телом, за умом, за тем, что происходит, когда перестаешь вмешиваться. Випассана не требует веры, лишь внимания. Она учит видеть реальность без искажений. Здесь нет ритуала в привычном смысле, только дисциплина и доверие к процессу. В научной среде ее называют методом самонаблюдения, способствующим нейропластичности и снижению стресса. Но за пределами формулировок это прежде всего опыт. Тихий, не всегда легкий, но неизменно проясняющий.

Калари Ковилаком – второе место. Когда оказываешься здесь, среди тишины, времени и строгого порядка древнего индийского дворца, быстро понимаешь: здесь никто ничего не обещает. Здесь не продают комфорт, не подают аскезу с восточным акцентом и не заверяют, что вы «найдете себя». Сюда я возвращаюсь за панчакармой, чья цель не улучшить самочувствие, а восстановить баланс между телом, умом и временем. Каждый день начинается в пять утра, в сопровождении йоги, медитаций, лекарственного отвара из масла гхи, который с каждым днем все тяжелее пить. За ним следует рвота, слабость тела. Никаких поблажек. Все, что тебе казалось вкусным, удобным или приятным, здесь растворяется без следа... Честно говоря, это подойдет не каждому. Здесь не будет той свободы, о которой все говорят. Наоборот, ты подчиняешься строгим правилам. Ранние подъемы, следование режиму, отказ от привычных стимулов, только тогда начинаешь осознавать, как мелочи раньше определяли весь твой день. Здесь нет места суете, торопливости, все происходит медленно, иногда слишком медленно, но именно в этом темпе обнажается правда: мы давно забыли, каково это не бегать по кругу. Когда глубже погружаешься в суть вещей, обнаруживаешь, что восхищение – это не просто реакция, а целое осознанное состояние. Чтобы восхищаться, нужно видеть за границами очевидного. А это требует времени и энергии. Мир не всегда предоставляет нам условия для таких пауз, но я всегда в их поиске.

В Шри-Ланке, моем третьем любимом месте, стоит лишь подумать о хорошем, как оно происходит на каждом шагу. Есть место, куда я возвращалась не раз, это регион Канди. Гостиницу Santani мы с ее основателем называем архитектурой тишины. Не в метафорическом смысле. Santani не предлагает удобств – она их снимает. Здесь нет декора, нет визуального шума. Вместо привычной стойки регистрации – деревянная скамейка, вместо фоновой музыки – звук ветра, шелест листвы, пение птиц и далекий хор из храма. Да, Santani включили в список 100 величайших мест мира по версии Time. Но в данном случае это, пожалуй, не главное. Здесь нет стремления впечатлить, и именно в этом – впечатление.

Tatler Asia
Shot with NOMO CAM 135 M6.
IMAGE Личный архив Карин Сомерсет
Tatler Asia
Shot with NOMO CAM 135 M6.
Shot with NOMO CAM 135 M6.
Shot with NOMO CAM 135 M6.
Tatler Asia
Shot with NOMO CAM 135 M6.
Shot with NOMO CAM 135 M6.

Иордания – четвертая локация. Закат в Вади-Рам – почти на другой планете. Красные скалы, выжженные солнцем, каньоны, будто вырезанные из времени. Ночь под звездами, где нет ничего лишнего. Только оглушающая, неколебимая тишина – та, которую не смутить ни словом, ни мыслью. И в этой абсолютной честности пейзажа вдруг становится ясно, сколько вокруг нас лишнего. Сколько суеты мы принимаем за движение, сколько слов за смысл. Пустыня Вади-Рам напомнила мне: красота не нуждается в усилии.

Прошлое лето мы провели на Камчатке – это действительно край. Географически – восточный, эмоционально – предельный. Стоя здесь, среди бесконечных просторов, понимаешь: это место, где природа обнажена до предела, лишена любых украшений, словно решила показать все, на что способна. Первое, что поражает, воздух, в нем соль, вулканическая пыль, резкость тихоокеанского дыхания. Пейзаж устроен парадоксально: тундра, леса, скалы, гейзеры, черный пляж, океан – здесь все взаимосвязано, но разобщено. Более 300 вулканов доминируют над всем, их величественные силуэты видны отовсюду. То, что здесь кажется хаосом, это порядок, к которому, однажды увидев, уже не вернешься прежним.

Какие города и страны в списке на будущее?

С годами исчезает необходимость охватить все, как будто понимаешь, что энциклопедичность не равна глубине. Вместо нее появляется другое: почти необъяснимое влечение к местам, в которых мир вдруг сбивается с ритма: Патагония, Антарктида, Перу, Бутан. Это редкие места, где последовательность перестает иметь значение.

Темы