IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»

Почему фраза «У туризма Казахстана такой потенциал!» звучит, как сломанный душ или отсутствующий Wi-Fi

Фраза «У туризма Казахстана такой потенциал!» стала утомительно предсказуемой. Ее произносят везде, от пресс-конференций и PR-статей до ужинов с друзьями, когда речь заходит о внутреннем туризме – с таким энтузиазмом, словно она сама по себе что-то производит. Хотя, как показывает практика, не производит она ровным счетом ничего. А в реальности приходится признавать, что Казахстан, обладая уникальной природной красотой, умудряется ее упрямо недолюбливать и постоянно отказывать в базовых признаках человеческого внимания.

Одна моя знакомая в порыве романтической смелости решила провести уикенд с любовником – с видом на местные просторы. Хотели поехать не в Боровое, как обычно, а в неизведанный для пары Восточный Казахстан. Но выяснилось, что физически осуществить эту затею сложно, потому что в местности, где вид тянет на швейцарские Альпы, банально негде остановиться. А если и есть, то условия далеки от комфортных.

И это, как ни парадоксально, вовсе не ирония. У нас действительно ослепительная природа – горные хребты, реликтовые леса, соленые озера и, конечно, космические пейзажи Мангистау, где на рассвете можно снять кадры, неотличимые от Марса. Но правда в том, что туризм как явление – не про природу, а про комфорт.

Tatler Asia
IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»

Я – не человек-палатка. Я – человек-комфорт, человек-кондиционер, ортопедический матрас и вода с газом. Я искренне восхищаюсь теми, кто ночует в палатке на ветру, где ближайший душ в 78 километрах и надо идти по склону и хайкить. Но таких туристов – меньшинство. Даже среди тех, кто постит savage beauty в Instagram, большинство потом с облегчением возвращаются в гостиницу с теплой водой и круассанами, а не с сублимированной кашей на завтрак.

И вот тут – прямо на въезде в потенциальный рай – нас встречает ничто. Не философское, а вполне себе практическое ничто.

Tatler Asia
IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»

Инфраструктура? Простите, какая именно? Если вы поехали, например, в Бозжыру, что, в общем-то, хорошая идея, то дорога туда прекрасна до тех пор, пока не начнется дождь, после которого ваша машина внезапно превращается в участника ралли «Дакар». Ни туалета, ни кафе, ни даже элементарного места, где можно присесть и выпить воды. И попробуй объясни это туристу из Европы, который привык к другому стандарту путешествий.

Сервис? У нас его любят путать с понятием «казахское гостеприимство», которое я искренне ценю, но которое, увы, к туристическому обслуживанию не имеет никакого отношения. Туризм требует не душевной щедрости, а предсказуемости и выстроенной системы, в которой гость знает, что его спросят, запишут, накормят, увезут и не заставят объяснять, почему он не хочет бешбармак на завтрак.

Tatler Asia
IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»
Tatler Asia
IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»

Туалеты. Серьезно, это не шутка. Если в месте нет туалета – это не туристическое место. Это просто точка на карте. И неважно, насколько она живописна. Потому что даже самые сексуальные пейзажи теряют шарм, если нужно полчаса терпеть.

Как сделать, чтобы было хорошо? Нужна работа – не PR-кампаний, а акиматов. Потому что у них – земля, полномочия, ресурсы и приоритеты развития. Нужна работа «КазАвтоЖол», чтобы дорога до красивого места не была испытанием для подвески. Нужны визит-центры, где турист поймет, что делать, куда идти, где купить кофе и как, наконец, не умереть от жары. Опять же, работать над сервисом, который все еще воспринимается как что-то опциональное, как роскошь, а не как фундамент.

Tatler Asia
IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»

Парадокс в том, что на уровне разговоров всем все понятно. Все «за» развитие туризма. 

Но потом ты приезжаешь в регион, а там – все как было в 2005 году: тот же облезлый указатель, те же качающиеся лавочки, тот же ларек с «Дошираком» за 500 тенге. Нужно, чтобы все эти прекрасные фразы «у туризма такой потенциал» перестали быть мантрой, а стали реальным планом. Туризм – это не про туристов. Это про нас. Есть термин «эффект бордюра» – ситуации, когда проекты или инициативы, призванные удовлетворять потребности конкретной группы лиц, неожиданно улучшают жизнь более широкого круга людей. Потому что все, что создается ради них (туристов) – дороги, туалеты, велодорожки, вай-фай, кофейни, безопасность – все это остается здесь. И служит нам же – жителям города и аула.

Tatler Asia
IMAGE Архив АО «НК KAZAKH TOURISM»

И, несмотря на мою любовь к комфорту, я все равно собираю чемодан и еду в Бозжыру. Потому что красота притягивает сильнее, чем комфорт. Но это не отменяет главного: если мы хотим, чтобы сюда ехали не только герои в трекинговых ботинках, но и люди в шелковых брюках и с чемоданом Rimowa, то пора создавать не только образ, но и опыт. Не только вдохновлять, но и обслуживать. Не только рассказывать, но и принимать.

А потенциал – он, конечно, есть. Только ему, как и мне, иногда очень не хватает чашки кофе, регулируемой температуры и нормального душа перед сном.