IMAGE Лука де Мео | Getty Images

Рассказываем, зачем люксовому холдингу нужен бывший генеральный директор Renault

В июне стало известно: Лука де Мео, генеральный директор Renault, покидает автопром, чтобы возглавить Kering – модный холдинг с Gucci, Saint Laurent и Balenciaga в портфеле. На первый взгляд – культурный шок. На второй – расчет. Это первый случай, когда управляющий кресло в Kering получает не по наследству, а по резюме. Франсуа-Анри Пино, наследник и стратег, уступает кресло максимально неожиданному кандидату. Его выбор выглядит парадоксально, но лишь до тех пор, пока не вспомнишь: в моде, как и в автопроме, сегодня важна не только форма, но и ходовая часть. Особенно если бизнес буксует. Петр Кирьян из Oninvest выяснил, почему на смену галстукам с монограммой приходят воротнички инженерной школы. 

Не столько стиль, сколько стратегия

Kering впервые в истории передает бразды правления приглашенному менеджеру. До сих пор компанию возглавлял Франсуа-Анри Пино – председатель совета директоров, генеральный директор и, по совместительству, сын основателя группы.
Но последние сезоны в Kering выдались не самыми удачными. Несмотря на внушительный люксовый портфель, почти половину выручки по-прежнему приносит Gucci. А он, как выяснилось, не всесилен. После пандемии компания сбавила обороты: число коллекций сократили, а фокус сместили на новые приобретения. Последняя крупная сделка – покупка 30% Valentino в 2023 году с правом полного выкупа, – обернулась ростом корпоративного долга: за год он подскочил с 8,5 до 10,5 млрд евро. Осенью 2024-го S&P понизило кредитный рейтинг Kering до BBB+ из-за слабых продаж в третьем квартале. А уже в мае 2025 года Reuters сообщило о риске очередного понижения.

Механик перезапусков

В таких ситуациях модные дома обычно зовут новых креативных директоров. Но Kering пошел другим путем – и позвал управленца, у которого есть опыт трансформации бизнеса.
С именем Луки де Мео связан неожиданный ренессанс испанского бренда Seat, который годами пылился в портфеле Volkswagen в статусе «чемодана без ручки»: бросить жалко, а оправдать затраты хочется. Все изменилось в 2015-м, когда де Мео занял кресло руководителя. При нем продажи этой марки выросли почти в полтора раза – с 390,5 до 574,1 тысяч автомобилей, а Cupra, прежде спортивная версия моделей Seat, превратилась в отдельный бренд. Яркий дизайн, драйвовая эстетика, электромобили – все это дало Cupra приоритет. А в 2023 году концерн и вовсе попрощался с Seat: публика выбрала новое имя.

Tatler Asia
IMAGE Франсуа-Анри Пино | Getty Images

В Renault Лука де Мео запустил стратегию Renaulution: меньше гнаться за объемами – больше за прибылью. Бюджетная Dacia получила обновки и чуть больше шарма, электромобили – заслуженное внимание, а ретромодели – элегантный реверанс. Так, в 2024-м году на свет вернулась старая добрая Renault 5 – икона 1970-х, ставшая винтажным аксессуаром в новой коллекции.

Тем, кто предпочитает спорт и эксклюзив, де Мео предложил обновленное купе Alpine – сначала лимитированной серией, а позже уже в почти серийном формате.  За шесть лет продажи выросли в десятки раз: с 195 автомобилей в 2018-м до 4600 в 2024-м.

Итоги говорят сами за себя: осенью 2024-го Renault стала одной из немногих автокомпаний, не снизивших прогноз по прибыли. А акции бренда за последние пять лет выросли на 90% – абсолютный рекорд среди европейских автопроизводителей. Для сравнения: Stellantis за тот же период прибавил 15%, а VW и вовсе потерял 38%.


Охотники на покупателей

Все вышеперечисленное объясняет, что стратегия – важна, но не отвечает на главный вопрос: при чем тут люкс и управляющий с автозавода? Чтобы это понять, придется на время забыть о производстве и посмотреть в сторону продаж. А точнее – маркетинга.
​И автоконцерны, и модные дома сегодня сталкиваются с одной и той же задачей – заинтересовать новое поколение, которое больше не считает дорогой аксессуар или новую машину обязательным элементом взрослой жизни. Отчасти это вопрос доходов, потребители ищут более рациональные или доступные по цене вещи, даже если это предмет от кутюр. И привычные подходы к продажам – что в моде, что в автоиндустрии – давно нуждаются в перезагрузке.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из фильма «Красотка» | imdb.com

Можно до бесконечности восхищаться клатчем Dior, но без капсульной пляжной коллекции и спортивного костюма актуального сезона даже самый титулованный модный дом не выйдет на новые обороты. У автопроизводителей – та же история. Когда в Porsche поняли, что 911 радует в основном поклонников «за 50», появился Cayenne. Менее дерзко, зато моложе, практичнее – и, главное, покупают. Так появляются вторые, третьи машины и свежий интерес к бренду.

Добавим к этому ресайкл, углеродный след и духовные практики потребления – и вот уже строчка важнее посадки, а маркетинг – важнее кроя.

Лука де Мео работает в таких реалиях не первый год и отлично знает, как говорить с аудиторией, где покупатель 30+ не готов переплачивать, следит за этикой и ценит стиль. Сделать доступный бренд модным? Пожалуйста. Вернуть культовую модель в новом прочтении? Легко. Угодить миллениалу и его маме – без проблем. Главное, чтобы вещи были в тренде, но не устаревали быстрее, чем обновляются витрины у Zara.
Схожи даже инструменты продвижения. Журнал Vogue по-прежнему с нами, но реальное влияние давно сместилось в TikTok, Instagram и YouTube, где тренды задают блогеры, спортсмены и поп-звезды. Автогиганты не отстают: BMW не только выпускает майки и сумки с собственным логотипом, но и заказывает фоновую музыку у Ханса Циммера – того самого, что писал саундтреки к «Началу» и «Королю Льву». 
Поэтому неудивительно, что семья Пино увидела в нем не просто бывшего автотопа, а нового рулевого Kering, который способен не только вернуть клиентов, но и вырулить из долгов.

Подробнее про глобальные инвестиции на сайте OnInvest

Темы