IMAGE Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025 | Maison Margiela

С чего началась новая глава Maison Margiela под руководством Гленна Мартенса

It’s not namby-pamby («Это не для неженок») – так лаконично описала дебютную кутюрную коллекцию Artisanal Гленна Мартенса для Maison Margiela модный критик Ванесса Фридман в своем Threads. И с ней трудно не согласиться.

Коллекция Artisanal осень-2025 получилась мрачной, местами пугающей, словно хоррор в духе «У холмов есть глаза», только у моделей нет лиц. В продолжение темы анонимности, заложенной Мартином Маржелой, лица моделей были закрыты масками. Пластиковые маски выглядели особенно тревожно – казалось, модели в них трудно дышать. Невольно задаешься вопросом: доживет ли она до конца показа?

Некоторые наряды выглядят так, словно их выкопали из земли прямо перед показом. Чтобы достичь эффекта «распада и разложения», работникам ателье пришлось как следует «замарать руки». А самому Мартенсу – взять на себя гигантскую ответственность за наследие одного из самых влиятельных дизайнеров в истории моды.

Tatler Asia
IMAGE Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025 | Instagram @maisonmargiela
Tatler Asia
Tatler Asia
Tatler Asia

Показ прошел в символичном для дома Margiela месте – Centquatre-Paris, культурном центре в 19-м округе Парижа, где в 2008 году Мартин Маржела провел свое прощальное шоу. Пространство было отделано состаренным папье-маше – обрывками, напоминающими старые обои или газетные страницы. Атмосфера, как у забытых вещей, у которых началась вторая жизнь.

arrow left arrow left
arrow right arrow right
Фото 1 из 48 Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025 | Instagram @maisonmargiela
Фото 2 из 48
Фото 3 из 48
Фото 4 из 48
Фото 5 из 48
Фото 6 из 48
Фото 7 из 48
Фото 8 из 48
Фото 9 из 48
Фото 10 из 48
Фото 11 из 48
Фото 12 из 48
Фото 13 из 48
Фото 14 из 48
Фото 15 из 48
Фото 16 из 48
Фото 17 из 48
Фото 18 из 48
Фото 19 из 48
Фото 20 из 48
Фото 21 из 48
Фото 22 из 48
Фото 23 из 48
Фото 24 из 48
Фото 25 из 48
Фото 26 из 48
Фото 27 из 48
Фото 28 из 48
Фото 29 из 48
Фото 30 из 48
Фото 31 из 48
Фото 32 из 48
Фото 33 из 48
Фото 34 из 48
Фото 35 из 48
Фото 36 из 48
Фото 37 из 48
Фото 38 из 48
Фото 39 из 48
Фото 40 из 48
Фото 41 из 48
Фото 42 из 48
Фото 43 из 48
Фото 44 из 48
Фото 45 из 48
Фото 46 из 48
Фото 47 из 48
Фото 48 из 48

Artisanal для Мартенса – не пустой звук. В шоу-нотах сразу было указано, что использовались исключительно переработанные материалы: подкладочные ткани, винтажные кожаные куртки, старая бижутерия. Из последней, например, было собрано цельное платье. В коллекции мелькала и джинса, знаковая для Мартенса ткань, но ее почти не узнать под принтом trompe l’oeil, имитирующим птичьи перья.

Tatler Asia
IMAGE Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025 | Instagram @maisonmargiela
Tatler Asia

Одними из главных визуальных мотивов стали средневековая архитектура и атмосфера Фландрии и Нидерландов, откуда родом Маржела и Мартенс. Принты с цветами и дичью напоминают голландские натюрморты XVII века, а тюль поверх деталей создает эффект объема – крылья птиц кажутся живыми. От Джона Гальяно, с его театральным взглядом на моду и любовью к историческим силуэтам, коллекции досталась выразительная драматургия. В том числе корсеты, стягивающие талию моделей до предела.

Однако пластик, особенно в первых нескольких образах, вызывает сомнения. В 2025 году такой материал в haute couture смотрится, мягко говоря, спорно. Пластиковое платье, вдохновленное коллекцией 1992 года, возможно, и было авангардом тогда, но сегодня только невольно поднимается правая бровь. Выглядит дешево и, скорее всего, пожелтеет, как и весь пластик из 1990-х.

Tatler Asia
IMAGE Maison Margiela Haute Couture Fall Winter 2025 | Instagram @maisonmargiela
Tatler Asia
Tatler Asia
Tatler Asia
Tatler Asia
Tatler Asia

В целом коллекция выглядит тревожно и хаотично. Анонимность, усиленная масками, сыграла двойственную роль: вместо того чтобы «сфокусировать взгляд на одежде», как задумывал Маржела, она вызывает беспокойство. Фактуры «распада и разложения» с облупленными поверхностями, потертыми тканями и следами времени лишь усиливают общее ощущение тревожности. Мартенс напомнил безумного ученого в белом халате – своего рода Франкенштейна, собравшего монстра из фрагментов прошлого. Возможно, это и было целью, ведь авангард – это провокация.

Итог: четыре таби из пяти – за глубокую работу с архивом, внимание к искусству ремесла и попытку говорить на языке Маржелы, не становясь его эхом.

Темы