IMAGE A$AP Rocky и Рианна | Getty Images

Эпоха тихой роскоши подошла к концу. Ей на смену пришла, как можно догадаться, роскошь громкая и неприкрытая – но так ли все однозначно с этим изобильным трендом?

Прошлым летом в Мумбае законным браком сочетались наследники двух богатейших семей Индии – Анант Амбани и Радхика Мерчант. Торжества по случаю бракосочетания, на которых выступили Рианна, Джастин Бибер и Кэти Перри, взрывали интернет последние несколько месяцев. На них собрались все власть имущие мира сего, в том числе Марк Цукерберг, Борис Джонсон и многие другие.

Глава семейства Мукеш Амбани – владелец Reliance Industries, богатейший человек Индии, чье личное состояние, по последним подсчетам Forbes, оценивается в $124 миллиарда. Анант – младший из трех его детей. Невеста Радхика Мерчант тоже из богатой семьи, хотя по сравнению с состоянием будущего тестя девушки капитал ее отца Вирена Мерчанта значительно более скромный и, по мнению The Times of India, насчитывает всего $90 миллионов. Торжество на 1 200 человек было названо свадьбой века.

Tatler Asia
MUMBAI, MAHARASHTRA, INDIA - 2024/07/05: Anant Ambani (son of Indian businessman Mukesh Ambani) and his fiancée Radhika Merchant pose for a photo on the red carpet during the sangeet ceremony at Jio World Centre in Mumbai. (Photo by Ashish Vaishnav / SOPA Images / LightRocket via Getty Images)
IMAGE Анант Амбани и его невеста Радхика Мерчант | Getty Images
MUMBAI, MAHARASHTRA, INDIA - 2024/07/05: Anant Ambani (son of Indian businessman Mukesh Ambani) and his fiancée Radhika Merchant pose for a photo on the red carpet during the sangeet ceremony at Jio World Centre in Mumbai. (Photo by Ashish Vaishnav / SOPA Images / LightRocket via Getty Images)

Любой казахстанец с финансами позавидовал бы: желание показать свои возможности у нас всегда было в крови. Оттуда идет и культура тоев, стоимость которых зачастую превышает финансовые возможности семей, их организующих. Но для Европы такие затраты, а точнее, их откровенная демонстрация уже много десятилетий в разряде неприемлемого. Поэтому появились и своеобразные коды, позволяющие распознать своих, и само понятие «тихая роскошь». Последние пять лет Instagram и TikTok пестрили трендами в этой стилистике: пастельные оттенки, отсутствие логотипов, кашемир и кожа – среди основных материалов.

Но, кажется, тихая роскошь больше не в моде – миллиардеры стали смелее и устали скрывать свои финансы, говорят тренд-отчеты. Сегодня, когда имитировать «старые деньги» (унаследованные состояния, созданные предыдущими поколениями) стало проще всего, – имеет ли значение, во что мы одеты?

Легче всего отследить это по публичным появлениям самых богатых мира сего. Сегодня это основатели Big Tech корпораций. Марк Цукерберг, когда-то практически единолично ставший причиной появления нормкора и способствовавший популярности униформы, состоящей из серой футболки, синих джинсов и кроссовок, сегодня максимально отдалился от этой эстетики. Стоит отдать ему должное – он не появляется в тотал-луках мегабрендов, но все чаще его можно заметить в часах, которые раньше были популярны преимущественно среди обитателей побережья Персидского залива. На последнем Met Gala он появился в кастомной модели Greubel Forsey, чья стоимость превышает $1 миллион. Оказывается, Марк заинтересовался часами на той самой свадебной церемонии Ананта Амбани, заметив на женихе Richard Mille.

Tatler Asia
IMAGE Марк Цукерберг | Getty Images

Марк – не единственный обитатель Силиконовой долины, кто питает нежность к ультрадорогим швейцарским часам. Основатель OpenAI Cэм Альтман сделал выбор в пользу Greubel Forsey Invention Piece 1. Интересно, что в долине сформировалась целая часовая субкультура: в Meta, Alphabet и Apple существуют внутренние комьюнити часовых коллекционеров, насчитывающие тысячи сотрудников. Бывший директор по глобальному бизнес-маркетингу Meta Ашер Рапкин так и вовсе оставил свою должность, чтобы открыть часовой магазин Collective Horology.

Tatler Asia
IMAGE Greubel Forsey Invention Piece 1 | Greubel Forsey
Tatler Asia

Подиумы и улицы также реагируют на тенденцию удивительно чутко. Один из индикаторов – глобальное возвращение натурального меха. Последние лет десять холдинги поголовно отказывались от меха, а PETA атаковала людей на выходах из магазинов и модных показов. Мировое производство за десять лет упало на 85 %. В 2023 году во имя меха погибло 20 миллионов животных (в 2014-м – 140 миллионов). В Европейском союзе число меховых ферм сократилось с 4 350 до 1 088 за пять лет. Но стритстайл-отчеты и пристальные социальные наблюдатели не дремлют. В декабре Рианну сфотографировали в винтажной норке от Гальяно. В январе Хейли Бибер, Кендалл и Кайли Дженнер были запечатлены в Аспене сразу в нескольких меховых пальто. На Кендалл была старая, 2011 года, Balenciaga из искусственного меха. В то же время подиумы сезона осень-зима 2025 пестрят мехами – админы каналов в Telegram шутят, что один бренд не выпустил в этом сезоне шубу и закрылся. Дом Fendi, который в этом году празднует столетие, открыл показ аж с трех разных шуб, две из которых были детские. Prada, Jil Sander, Marni, Fendi, Gucci – каждая глобальная марка вернула этот очевидный индикатор социального статуса в ряды желанных вещей. На Неделе моды в Париже количество шуб не зашкаливало так, как на миланских подиумах, но их не обошли вниманием Rabanne, Nina Ricci, Chloe и Miu Miu.

Tatler Asia
IMAGE Jil Sander Ready to Wear Fall Winter 2025 | Spotlight
Tatler Asia

Интересно, что страсть к меху объединяет сразу два поколения. Для консерваторов из поколения иксов это традиционная ценность и возвращение к эпохе, когда понятия «старая новая роскошь» еще не существовало. Для зумеров это возможность приодеться в стиле ретрошик и щегольнуть этично, параллельно рассуждая о ресайклинге.

Tatler Asia
IMAGE Inst: @haileybieber
Tatler Asia
IMAGE Inst: @kyliejenner

Но самое интересное во всем этом то, что сегодня мы можем все это отследить. Все чаще Джеффа Безоса, Марка Цукерберга и Илона Маска можно заметить на публичных мероприятиях. Маск выступает в Капитолии на инаугурации Трампа, Цукерберг организует прямые эфиры в Instagram, а Безос открыто транслирует отдых с невестой Лорен Санчес в соцсетях и медиа. Такое медийное поведение разительно отличается от поведения их предшественников – мультимиллиардеров того же порядка вроде Билла Гейтса, Стива Джобса или Уоррена Баффета. Пересчитать их публичные появления, не связанные с работой, можно по пальцам.

И хотя Дональд Трамп вступил в должность всего как пару месяцев, невозможно не отметить его влияние на медийное поле. Американский президент позволяет себе высказывания, от которых волосы встают дыбом, – просто озвучивая мысли, которые до этого никто не осмеливался проговорить вслух. И хотя касается это в основном политики и социальных тенденций, мода на такие вещи реагирует достаточно активно. Люкс как основной показатель лучшей жизни всегда будет желанен – и желание ее продемонстрировать всегда существовало. Только если последние несколько лет эта демонстрация была завуалированной, стыдливо прикрытой терминами вроде «тихой роскоши», то сегодня она перестала быть общественно осуждаемой. Надеть на себя все лучшее сразу – почему бы и нет? Ведь живем один раз, и в сегодняшней мировой ситуации не совсем понятно, сколько нам отведено.

Темы