IMAGE Фото: Тимур Омуралиев

Продолжаем рубрику Artist Profile, в которой кураторы и искусствоведы рассказывают про художников Казахстана. Мы пригласили Айгуль Хайдарову, чтобы поговорить о работах Оразбека Есенбаева. Научный сотрудник музея имени Кастеева выбрала три картины 2025 года

Оразбек Есенбаев – один из немногих художников, работающих на постоянной основе. В год он выпускает не менее 50 картин. Художник-документалист в своих работах затрагивает злободневные темы. Картины пишет шариковой ручкой хаотичными движениями кисти. Полученные закругленные линии напоминают орнамент шимай.

Графика в картинах Оразбека контрастна. Тем не менее, если рассматривать картины вблизи, контрастность исчезает и графика становится эфемерной. Картины Оразбека не созданы для долгого созерцания. Они больше действуют как терапия и тренируют чувство самоиронии. В обычной жизни человек может закрыть глаза на ситуации, о которых пишет Оразбек. Картины художника сталкивают с этими нежеланными чувствами и заставляют задуматься. Такими картинами являются «Выбор идентичности», «Үлкен той асы» (с каз. – «Большой праздничный стол») и «Обещанная награда».

«Выбор идентичности»

В центре картины мы видим перевернутого вверх ногами человека. Его роль в обществе определяет шапка. Это простой обыватель, на которого влияют образы извне – шаман и имам. Оранжевый цвет отражает поклонение огню и отсылает к тенгрианству. Желтый отображает Всевышнего и указывает на свет. Человек их не ищет и не пытается понять, но они все время мелькают перед ним. Независимо от него, внутри идет бесконечный спор идентичности. Человек нестабилен в этом мире, поэтому перевернут и фальшиво расслаблен. На его лице безразличие. В обществе, где все переплетено, он принял дуализм. Это единственный гармоничный выход, который ему доступен.

Tatler Asia

«Үлкен той асы»

На картине «Үлкен той асы» изображена большая трапеза. У казана столпились люди, с раскрытыми ртами они тянут тарелки к еде. Кажется, что каждый хочет «прикоснуться» к празднику. На самом деле у картины двойственный смысл. С одной стороны на ней показана сплоченность народа, с другой – его разобщенность. Именно стилизация человеческих фигур вызывает двоякие эмоции. Это сатира. Вдохновением для художника послужило празднование Наурыза в Алматы в 2024 году. Тогда люди устроили давку из-за бесплатного плова. Знание этого факта вызывает неловкость, когда рассматриваешь картину.

Tatler Asia

«Обещанная награда»

Из-за женских фигур создается впечатление, что картина феминистического характера. Однако на саване сидит мужчина. Это не получается понять сразу, потому что он изображен спиной. Перед ним выстроились гурии – райские девы невероятной красоты. Они стали его наградой в загробном мире, как это было обещано в священном писании. Их изображение напоминает египетскую настенную живопись. На картине происходит игра света. Саван похож на черно-белую художественную фотографию. Он олицетворяет прошлое человека. Остальное выглядит как мираж. Персонажи будто светятся изнутри. Такая игра света и теней подчеркивает их пребывание в потустороннем мире.

Tatler Asia

Темы