IMAGE Эдвард Хоппер | artchive.ru

Сталкинг – вовсе не новое явление. Художники использовали его как творческий прием задолго до появления интернета

В эпоху интернета сталкинг стал своего рода новой нормой – особенно в социальных сетях. Платформы вроде Instagram, Facebook и TikTok устроены так, что каждый одновременно и зритель, и участник шоу. Мы постоянно делимся информацией о себе: выкладываем фото в сторис, постим мысли, подписываемся на других. Кто-то смотрит за нами, мы за кем-то другим. От нас этого ждут, такие правила игры заложены в самих алгоритмах.

Сталкинг (от англ. stalking – преследование) – это навязчивое и регулярное наблюдение за человеком без его согласия. Сегодня часто встречается цифровой сталкинг, или киберсталкинг – слежка онлайн: через соцсети, мессенджеры и другие платформы. Как и в вуайеризме, весь фокус на другом человеке, но за сталкингом часто стоят тревога, ревность или желание все контролировать. Вуайеризм же – пассивное подглядывание ради самого ощущения наблюдения, без конкретной цели.

Желание наблюдать за другими – часть человеческой природы и оно очевидно нашло отражение в культуре. Искусство, кино, фотография – заигрывают с темой подглядывания, превращая слежку в форму высказывания: о любопытстве, одержимости или стремлении к власти и контролю.

Живопись 

Примеры сталкинга встречаются еще в античной литературе. Например, в древнегреческом мифе о любви нимфы Эхо к прекрасному Нарциссу. В версии Овидия из «Метаморфоз» эта история легко узнается как навязчивое наблюдение. Эхо не могла говорить сама, только повторяла чужие слова и следила за Нарциссом, преследуя его издалека.

Схожий сюжет встречается и в Ветхом Завете – история о Сусанне и старцах. Два пожилых мужчины воспылали страстью к целомудренной женщине и начали тайно за ней следить: «И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее» (Книга пророка Даниила, гл. 13). Их влечение остается без ответа, что усиливает навязчивость и насильственный характер их поведения. История стала популярным мотивом в живописи, особенно в картине Якопо Тинторетто «Сусанна и старцы». Художественный центр полотна – напряжении между жадным взглядом наблюдающих и уязвимостью женщины, оказавшейся объектом этого взора.

Tatler Asia
IMAGE Картина «Эхо и Нарцисс», Джон Уильям Уотерхаус | wikioo.org

Интерес к тайному наблюдению подхватывает Ян Вермеер. Его картины выглядят так, словно мы случайно подсмотрели за личной жизнью персонажей. Благодаря перспективе, свету и архитектурным преградам создается ощущение, что мы находимся там, где нас не должно быть – наблюдаем за тишиной и интимностью момента.

Tatler Asia
IMAGE Картина «Урок музыки», Ян Вермеер | visit-city.art

Похожий эффект есть и в работах американского художника Эдварда Хоппера. Его герои часто показаны в одиночестве, в пограничных зонах – у окна, на пороге, в кафе. Пространства, которые он выбирает, словно созданы для взгляда со стороны. Зритель оказывается в положении невольного вуайериста, ощущая дистанцию и эмоциональное отчуждение, но в то же время – причастность к чужому внутреннему миру.

Tatler Asia
IMAGE Картина «Контора в маленьком городе», Эдвард Хоппер | artchive.ru

Фотография 

Появление фотографии в первой половине XIX века сформировало новую этику взгляда. В отличие от живописи, она фиксирует мимолетные, неосознанные моменты, усиливая ощущение присутствия и подглядывания. Камера вторгается в реальность – ловит ее такой, какая она есть, без прикрас и без контроля со стороны объекта съемки. Фотографии Эдгара Дега, хотя и менее известны, чем его живопись и скульптура, передают тот же интерес к повседневной и интимной жизни. Его героини, чаще всего женщины, показаны в личные, уединенные моменты: за туалетом, на репетициях, в минуты отдыха.

В XX веке эта линия продолжается в документальной фотографии, где эффект «незапрошенного взгляда» становится важной частью художественного высказывания. Работы Вивиан Майер и Гарри Виногранда ловят уличную жизнь – лица прохожих, случайные сцены, моменты уязвимости или внезапные конфликты. Здесь зритель всегда немного нарушает границы и становится вуайеристом повседневности, которую заметил и зафиксировал фотограф.

Tatler Asia
IMAGE Suite Vénitienne («Венецианская серия») (1979) | delpireandco.com

В работах Софи Калле, французской художницы и фотографа, наблюдение превращается в полноценный концептуальный акт. В проекте Suite Vénitienne («Венецианская серия») (1979) она сначала тайно фотографирует незнакомцев на улицах Парижа, следуя за ними без их ведома. Позже она выбирает одного из них – мужчину, с которым случайно познакомилась на вечеринке, и отправляется за ним в Венецию, продолжая слежку уже там. В другом проекте The Shadow («Тень») (1981) художница меняет роли: она просит свою мать нанять частного детектива, чтобы тот в течение одного дня следил за ней и фотографировал.

Tatler Asia
IMAGE The Shadow («Тень») (1981) | mutualart.com

Зимой 1993–1994 годов американская фотограф Мерри Альперн провела несколько месяцев, подглядывая через телеобъектив в окно ванной подпольного секс-клуба в самом центре Нью-Йорка. Ее камера фиксировала визиты «волков с Уолл-стрит» – брокеров и финансистов, приходивших туда за секс-услугами. Через вуайеристский взгляд Альперн создала серию мрачных и тревожных снимков, которые позже вошли в фотокнигу Dirty Windows («Грязные окна»). На этих кадрах замкнутое пространство, где власть, секс и деньги переплетаются, превращая телесность в транзакцию – обнажение темной изнанки американской мечты.

Tatler Asia
IMAGE Dirty Windows («Грязные окна») | nga.gov

​​В эпоху пост-интернета технологии позволяют сделать наблюдение масштабным. В проекте No Man’s Land («Ничейная земля») (2011) бельгийский художник Мишка Хеннер использует снимки Google Street View. Он собирает изображения секс-работниц, стоящих у обочин дорог в южной Европе. Они запечатлены в безлюдных пейзажах, без осознания, что на них кто-то смотрит. Эти кадры лишены привычного авторского взгляда и демонстрируют новый тип вуайеризма – цифровой, холодный, вплетенный в саму ткань повседневности.

Tatler Asia
IMAGE No Man’s Land («Ничейная земля») | mishkahenner.com
Tatler Asia

Кинематограф

В кино тема наблюдения раскрывается не только как сюжет, но и как философский вопрос: кто смотрит, зачем и с какой позиции? Одним из первых фильмов, всерьез задавшихся этой темой, стало «Окно во двор» Альфреда Хичкока (1954). Главный герой – фотограф с переломом ноги, который скучает в квартире и начинает подглядывать за соседями через окно. Постепенно невинное любопытство превращается в одержимость и в итоге приводит к раскрытию преступления.

Tatler Asia
IMAGE «Окно во двор» | imdb.com

В фильме польского режиссера Кшиштофа Кесьлёвского «Короткий фильм о любви» (1988) сталкинг становится выражением болезненного влечения. Молодой парень целый год тайно наблюдает за женщиной в соседнем доме и влюбляется в созданный им образ. Когда наблюдение раскрывается и между ними возникает реальный контакт, отношения трагически рушатся. Кесьлёвский сначала показывает историю глазами сталкера, а потом – с точки зрения женщины, у которой неожиданно тоже появляются чувства.

Британский мини-сериал «Олененок» (2024) показывает другую грань наблюдения – как жертва постепенно превращается в сталкера. Главный герой, сначала жертва преследования, со временем сам одержимо увлекается своей преследовательницей.

Tatler Asia
IMAGE «Короткий фильм о любви» | imdb.com
Tatler Asia
IMAGE «Олененок» | imdb.com

Фильм «Скрытое» Михаэля Ханеке (2005) построен вокруг загадочных видеокассет, которые кто-то анонимно присылает французской паре. Камера, будто стоящая на улице, просто фиксирует их повседневную жизнь, а потом все глубже уводит в прошлое. Ханеке ставит зрителя в неуютную позицию соучастника наблюдения, при этом отказывая в разгадке: кто за ними следит, зачем и откуда. Это слежка без лица, взгляд, который сам по себе становится формой насилия.

В фильме «Жизнь других» (2006) Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка тема наблюдения становится политическим инструментом. Сотрудник Штази следит за драматургом в ГДР и со временем начинает ему сочувствовать. Здесь слежка – часть репрессивной системы, но именно она запускает внутреннюю перемену в наблюдающем.

Tatler Asia
IMAGE «Жизнь других» | imdb.com

Папарацци 

Еще один тип сталкеров, только уже за зарплате, – это папарацци. Их работа и вся таблоидная пресса стали частью нормализованной медиакультуры. Эту культуру подпитывает рыночная логика позднего капитализма: зритель «имеет право знать», а знаменитость перестает быть человеком и превращается в медийный образ. Один из самых известных символов такого сталкинга – Рон Галелла, американский фотограф, прославившийся своим агрессивным стилем съемки. Его навязчивое преследование Жаклин Кеннеди-Онассис сделало его знаменитым, и в итоге обернулось судебным запретом приближаться к ней.

Парадокс в том, что со временем сами знаменитости научились играть по этим правилам. Многие начали подыгрывать: устраивают «случайные» встречи с камерами, контролируют утечки, выкладывают якобы спонтанные фото и тщательно выстраивают образы. Сталкинг превратился в сотрудничество.

С появлением соцсетей папарацци утратили монополию на «настоящую жизнь» знаменитостей. Эстафету подхватили случайные очевидцы, фанаты с телефонами. Хотя суть осталась прежней – публике по-прежнему интересно не только глянцевое лицо, но и изнанка. Даже если для этого придется заглянуть туда без спроса.

Tatler Asia
Jackie Onassis and photographer Ron Galella on October 7, 1971 in New York City. (Photo by Ron Galella/Ron Galella Collection via Getty Images)
IMAGE Жаклин Кеннеди-Онассис | Getty Images
Jackie Onassis and photographer Ron Galella on October 7, 1971 in New York City. (Photo by Ron Galella/Ron Galella Collection via Getty Images)

Почему нам так интересно подглядывать за чужой жизнью? Возможно, потому что своя не всегда похожа на сериал. Мы наблюдаем, чтобы понять, сравнить, почувствовать себя «нормальными». Иногда ради возбуждения, зависти, страха или ощущения превосходства. Что когда-то помогало выживать – умение замечать и считывать поведение, – стало цифровой привычкой. Мы больше не выслеживаем добычу, только бывших, знакомых и знаменитостей. Наверное поэтому искусство и обращается к сталкингу – к способу заглянуть в нас самих через чужой взгляд.

Темы