Сталкинг – вовсе не новое явление. Художники использовали его как творческий прием задолго до появления интернета
В эпоху интернета сталкинг стал своего рода новой нормой – особенно в социальных сетях. Платформы вроде Instagram, Facebook и TikTok устроены так, что каждый одновременно и зритель, и участник шоу. Мы постоянно делимся информацией о себе: выкладываем фото в сторис, постим мысли, подписываемся на других. Кто-то смотрит за нами, мы за кем-то другим. От нас этого ждут, такие правила игры заложены в самих алгоритмах.
Сталкинг (от англ. stalking – преследование) – это навязчивое и регулярное наблюдение за человеком без его согласия. Сегодня часто встречается цифровой сталкинг, или киберсталкинг – слежка онлайн: через соцсети, мессенджеры и другие платформы. Как и в вуайеризме, весь фокус на другом человеке, но за сталкингом часто стоят тревога, ревность или желание все контролировать. Вуайеризм же – пассивное подглядывание ради самого ощущения наблюдения, без конкретной цели.
Желание наблюдать за другими – часть человеческой природы и оно очевидно нашло отражение в культуре. Искусство, кино, фотография – заигрывают с темой подглядывания, превращая слежку в форму высказывания: о любопытстве, одержимости или стремлении к власти и контролю.
Живопись
Примеры сталкинга встречаются еще в античной литературе. Например, в древнегреческом мифе о любви нимфы Эхо к прекрасному Нарциссу. В версии Овидия из «Метаморфоз» эта история легко узнается как навязчивое наблюдение. Эхо не могла говорить сама, только повторяла чужие слова и следила за Нарциссом, преследуя его издалека.
Схожий сюжет встречается и в Ветхом Завете – история о Сусанне и старцах. Два пожилых мужчины воспылали страстью к целомудренной женщине и начали тайно за ней следить: «И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее» (Книга пророка Даниила, гл. 13). Их влечение остается без ответа, что усиливает навязчивость и насильственный характер их поведения. История стала популярным мотивом в живописи, особенно в картине Якопо Тинторетто «Сусанна и старцы». Художественный центр полотна – напряжении между жадным взглядом наблюдающих и уязвимостью женщины, оказавшейся объектом этого взора.
