IMAGE Фотограф: Темирлан Фарзалиев

Стендап – это не только сцена и юмор, но и способ выжить. Галым Калиакбаров знает это по себе. Как заставить миллионы людей полюбить безобидный юмор – и не сгореть на пике?

Стендап-комики часто захватывают внимание публики, говоря то, на что другие не осмеливаются, поднимая темы, которые никому не под силу, и используя язык, который обычно табуирован. Вокруг звезд комедии есть аура дерзости. Яркие их примеры – это Дэйв Шаппелл, Рики Джервэйс, Джимми Карр и другие.

Тем не менее в эпоху, когда обществу хочется злободневного высказывания, Галым Калиакбаров стал популярным, делая почти противоположное. Спокойный и безобидный, его юмор строится на приятно узнаваемых историях: семье, обществе, повседневности, в которых много странностей, неловкости и абсурда. Галым, если говорить на языке стендапа – «чистый» комик, которого одинаково любил, например, мой отец и обожает близкий друг – редчайший сноб.

Найти свободный день в расписании 39-летнего уроженца Караганды сейчас очень сложно. Почти каждый вечер у него выступления, между ними – съемки, перелеты, переговоры. Его тур – самый кассовый в стране: Казахстан, Узбекистан, Россия, Европа, Австралия. Плюс частные мероприятия и работа над стендап-клубом Carlin – первой серьезной попыткой построить собственную инфраструктуру для комедии в Казахстане.

Ты отменил часть концертов в туре, заявив, что нуждаешься в лечении. Это больше про ментальное или физическое?
Я начал выгорать: панические атаки, стресс. Три месяца подряд – постоянные перелеты. И в какой-то момент понял: все, если сейчас не остановлюсь, то просто сгорю.

Как ощущалось выгорание?
Как постоянный внутренний надлом. Давление, тревожные мысли, состояние, близкое к депрессии. Становится все равно абсолютно на все. Хочется просто сидеть дома, играть в компьютер, ничего не делать, даже не мыться. Психолог мне тогда сказала: «Если продолжишь в том же духе, выгоришь до конца – когда люди меняют профессию или бросают все». А я не хочу. Мне нравится стендап.

Tatler Asia
IMAGE Пиджак и шелковое поло: Etro
Tatler Asia
IMAGE Льняной костюм и футболка: BOSS

Почему ты себя довел до такого состояния? Откуда это желание успеть все, эта ненасытность?
Думаю, это типичное миллениальское – страх что-то не успеть. Плюс – кризис 40 лет и постковид. И страх бедности еще. Я не из богатой семьи. Даже когда машину покупаю, не могу отдать все деньги, должна быть подушка. Хотя, по сути, не было у нас в семье страшной бедности. Но откладывали всегда «на черный день». Во время карантина я болел очень тяжело и реально боялся умереть. Лежал и думал: «Я все время чем-то занят – но не тем, чем хочу. Работаю, делаю все машинально, а время идет». Задавал сам себе вопрос: «У тебя ведь есть страсть, какое-то настоящее желание… Почему ты все время откладываешь его на потом?» Тогда и пообещал себе: «Выживу – начну жить по-другому. Буду заниматься тем, что люблю – стендапом» (на тот момент Галым работал ведущим мероприятий. – Tatler). Но на всякий случай сказал жене: «Вот эти люди должны денег – вам хватит на первое время, если меня не станет».

Tatler Asia
IMAGE Костюм с шортами: Lacoste
Шелковый твилли: BBSR

Юмор в такие сложные и уязвимые моменты спасает?
Да. Я лежу с COVID-19, обессилен. Скорая не отвечает. Ни помощи, ни диагноза, ни ясности. Мне звонит друг и спрашивает: «Ты все – умираешь? А представь, ты сейчас умрешь, а у тебя бы только все начало получаться? Можно я твою коричневую кожаную куртку потом заберу?». И мы начали смеяться, и мне стало легче. Потому что все остальные звонили с этим тревожным «держись, все будет хорошо», – как будто прощались. А он – просто пошутил. Юмор в такие моменты – как спасательный круг. Когда настолько плохо, что уже смешно.

Шутить, получается, можно над чем угодно и на любую тему?
Абсолютно да. Вот, например, были мы на похоронах. Уже после похорон ко мне подходят мама и муж сестры с вопросом: «Что делать с ковром? Его здесь оставить, в мечеть увезти или домой?». А я не знаю и просто отвечаю: «Ну, просто стариков в ряд постройте, ковер как букет невесты бросьте, сразу поймем, кто следующий, и никуда его увозить не придется».

Tatler Asia
IMAGE Пижама: Lime
Браслет: Moon
Tatler Asia
Tatler Asia
Tatler Asia

Тем не менее, несмотря на выгорание, ты продолжаешь выступать каждый день. Это какая-то необходимость?
Я таким образом обкатываю материал. Это вообще классная практика – появляться там, где тебя не было в афише. Потому что публика на Open Mic может меня не знать, а иногда – вообще не любить. Это честный зал. У меня есть 5–7 минут, чтобы рассмешить. На холодной аудитории плохая шутка не сыграет. На коротком тайминге все обнажается. Если шутки работают там – значит, они сработают везде. Потому что когда у тебя своя аудитория – люди приходят на тебя, они ждут встречи – это другое, есть теплая предвзятость и кредит доверия. Конечно, если я буду нести чушь – никто смеяться не будет, но все же.

Хеклеры, я так понимаю, тоже могут быть?
Конечно. Один из самых ярких и, мягко говоря, абсурдных случаев произошел на одном из концертов в Семее – в зале был пьяный мужчина, который звал меня «выйти по разам». Я ему говорю: «Ты вообще как сюда попал? Билеты по 30 000 тенге. Мы специально такой порог сделали, чтобы такие, как ты, не заходили». А он, видимо, все-таки решил, что вечер – его. В зале всегда найдутся люди, которые отвлекаются, разговаривают во время выступления или просто не в теме. Но яростных хейтеров нет. Особенно сейчас. Раньше – да, бывало. В те времена, когда мы выступали бесплатно.

Времена, когда Галым выступал бесплатно, в прошлом. Сегодня он один из самых популярных комиков, который хорошо зарабатывает как от концертов, так и от частных мероприятий и рекламы. В чем секрет его популярности? Вероятно, дело в юморе, который он делает, незлобном и непошлом. Он понятный, узнаваемый, очень человеческий. Где-то – мейнстримный. Но не в плохом смысле. И на самом деле делать мейнстримный юмор сложно. Шокировать и сорвать нервный смех – проще. Если бы мейнстримный юмор был легким жанром, у нас было бы с десяток Адамов Сэндлеров. А их нет. Потому что это по-настоящему трудная задача – быть понятным всем и при этом остаться собой.

А ты сам можешь объяснить секрет своей популярности?
Мы начинали с баров. Это было весело, дерзко, смешно, по-своему круто – настоящий андеграунд. Но в этом не было денег. Это как с рэпом: сначала все двигается на голом энтузиазме, а потом появляется какой-нибудь Тимати и переводит это все в бизнес. У нас не было своей сцены, мы постоянно куда-то летали. И в какой-то момент я предложил сделать свое. Свою площадку, где мы можем выступать и звать тех, кто хочет попробовать. И при этом – не лезть в откровенно маргинальное, а выбрать понятный юмор. Шутки про инцест, конечно, могут быть смешными, но они не для широкой аудитории. Я хотел юмор, который объединяет. Который можно скинуть в чат с родственниками или коллегами – и это понравится всем. Наш юмор не должен быть похож на «эффект Байзаковой».

Tatler Asia
IMAGE Футболка: Lacoste
Очки: Dior

Что это за эффект?
Это когда все знают, кто это, заходят на ее страницу, смотрят контент, но никто не лайкает и не подписывается. Типа «я не фанат, но я в курсе». Так вот – нужно делать такое, чтобы люди не скрывали, что им нравится. Один комик мне сказал очень важную вещь: «Круто, что на ваш концерт можно привезти тещу и не переживать за побочный эффект».

Если вернуться к популярности, мне самому пока сложно это осознать. Нет какой-то четкой метрики. Узнаваемость – да, она чувствуется. Особенно в людных местах. Раньше я всегда соглашался фотографироваться, если на отдыхе меня просили об этом незнакомцы. А потом понял, что если сфотографироваться с одним – нужно и со всеми. Поэтому иногда отказываю, говорю – простите, я сегодня без макияжа.

А ты не боишься стать заложником этого понятного юмора?
Боюсь. Поэтому мой материал становится смелее, и для меня это, безусловно, рост. Я умею делать то, что все любят, но я не хочу делать это вечно. Если посмотреть на Рики Джервэйса, Билла Бёрра и других – они ведь все время расширяют границы. Они говорят о сложных и темных темах, но делают это так, что ты все равно смеешься. Я сейчас тестирую новые шутки – и там есть довольно острые вещи. Люди смеются, а потом такие: «Ой…». И я говорю: «Подождите. Вы же только что смеялись. Мы с вами в одной лодке. Не надо тут изображать осуждение». Страшно застрять в безопасном и бояться сказать то, что ты хочешь сказать. Например, тема бытового насилия. Почему мы продолжаем использовать мягкое, модное, почти гламурное слово «абьюзер»? За ним – насилие, и я хочу называть вещи своими именами. Я понимаю, что это будет отсеивать аудиторию.

Tatler Asia
IMAGE Пижамный костюм: Lacoste
Очки: Fred

Ты очень популярен в Instagram. Есть ли ощущение, что ты стал заложником своей же активности и контента?
Это началось, мне кажется, с того момента, как Instagram стал показывать на главной странице просмотры. В какой-то месяц у тебя 60 000 000 просмотров, в следующем – бац – 25 000 000. И создается ощущение, будто от тебя отвернулись все люди. Начинаешь загоняться. Думаешь: «Что я делаю не так? Кто-то что-то написал плохое в Threads? Почему у других растет, а у меня вот так?» Смотришь на других, сравниваешь. И это все начинает сбивать. Потому что на реакцию и внимание зрителей и подписчиков реально подсаживаешься. Это как наркотик, а популярность – она как зависимость. И вот эти блогеры, которые были популярны, а потом популярность начала спадать – и они такие: «Подождите! Я вам сейчас грудь покажу! Вот я в нижнем белье – только не уходите!» – ты начинаешь их понимать. Потому что ты знаешь, как это работает. И только благодаря работе над собой и с психологом я понял, что это вообще не главное. Instagram – классный инструмент, но он не должен быть мерилом твоей ценности. Лайки, репосты, цифры – это все иллюзия.

Когда ты только начинал, критиковали ли тебя другие комики? У тебя непровокационный юмор, ты не касаешься политики и «повесточных» тем.
Было много тех, кто критиковал. Типа: «шутки какие-то не такие», «слишком простые», «слишком добрые». Практически все что-то говорили. Но однажды я услышал фразу, которая многое для меня поставила на место. Мне ее сказал один комик: «Комики неважны. Потому что комики не ходят на твои концерты. Важны зрители – они ходят». И правда. Ни один комик не купит билет на мой тур. Если и придет – это очень приятно, особенно если ты уважаешь его. Бывает, кто-то из коллег приходит, потом говорит: «Я вот смотрю и учусь». И ты стоишь такой: «Серьезно? Офигеть».

Что касается политики в стендапе… Это сложная тема. Во-первых, у нас сами политики не очень самоироничны. Это не как в Штатах, где республиканцы «прожаривают» демократов и наоборот. Где тот же Трамп приходит на «прожарку», его со сцены жестко «катают» – по всем фронтам, иногда ниже пояса, а он при этом смеется вместе со всеми. У нас такое представить невозможно. Во-вторых, у нас нет четких правил. Ты узнаешь, что «так было нельзя», уже после. Оказывается, эту тему было нельзя трогать, оказывается, кого-то задело, оказывается, границу ты перешел, но никто заранее тебе этих границ не обозначил. Если бы у меня не было семьи и детей, может, я бы и позволял себе шутить на политические темы. Но когда у тебя есть близкие – это многое меняет. Все-таки я не только артист – я еще и отец, муж. Это ответственность.

Tatler Asia
IMAGE Рубашка и брюки: MV2 Saint Barth
Кожаные кеды: Santoni
Очки: Dior
Браслеты: Moon

Какова роль комиков сегодня? Ну, кроме очевидного – развлекать, смешить?
Для меня, помимо смеха, это возможность говорить о том, о чем у других не получается. Поднимать проблемы – большие или маленькие, бытовые, личные, социальные. Говорить о переживаниях и боли. Постараться как-то повлиять. Да, развлекать – это обязательно. Но я отношусь к этому как к соусу. Можно съесть сухой хлеб – а можно его поджарить, посолить, добавить оливковое масло, какой-то соус, и он станет вкусным.

То же самое и с шуткой: если ты просто выйдешь и заявишь со сцены: «У нас есть такая-то проблема», – люди скажут: «Ну да, проблема». Но они ведь пришли не за этим. Они пришли отдохнуть. И ты такой: «Нет-нет, подождите, давайте обсудим проблему!» – и в зале тяжелеет. А если ты заходишь с другого угла – шутишь, разряжаешь, люди смеются, и вдруг – оп, шутка, оказывается, про проблему. И зал такой: «Ха-ха… О, точно, ведь это же правда». Они и посмеялись, и подумали. И главное – запомнили. Потому что хорошая шутка живет дольше новости.

Рано или поздно каждый стендап-комик, как будто по негласному сценарию, начинает смотреть в сторону чего-то масштабного. Кто-то уходит на телевидение, кто-то пробует себя в кино – актером или сценаристом. Галым не исключение: «Это желание есть, но я понимаю, что кино требует времени и фокуса. Сейчас я стараюсь аккуратно нащупывать для себя это новое пространство: понимаю, что мне нужно куда-то расти, но в то же время осознаю – если я прямо сейчас возьмусь за что-то еще, то точно просядет стендап. А он у меня сейчас на подъеме. Я только что открыл свой клуб – Carlin. И он тоже требует сил и внимания. Готов ли я оставить то, что получается, ради чего-то нового и сложного? Пока нет. Сейчас я больше стараюсь следовать за процессом, без того стресса, который часто приходит, когда начинаешь требовать от себя слишком многого».

Креативный директор: Марина Аничкина 
Фотограф: Темирлан Фарзалиев 
Локация: @edenpoolbar
Ассистент фотографа: Павел Ястребов
Директор моды: Мария Подгорбунская
Стилист: Айзат Сарсембаев
Ассистент стилиста: Гулистан Джабарова
Одежда: @podiumstatus.kz
Аксессуары: @eyeq_optic
Сет-дизайн: Дамели Жанова
Стилист по волосам и визажист: Дарья Норкина
Ретушь: Полина Фарзалиева

Темы