IMAGE Фотограф: Герман Ларкин

Звездный фотограф Герман Ларкин готовит к выпуску свою первую книгу Plus One. Это, бесспорно, нечто большее, чем просто летопись светской жизни за последние 10–15 лет. Tatler поговорил с Ларкиным о его новой книге, старых деньгах, свадьбе Джеффа Безоса, AI и казахском стиле

Под завесой звездных свадеб, показов и вечеринок Герман Ларкин фиксирует то, что в социологии зовется фигурацией, то есть уникальные социальные процессы и такие же исключительные цепочки взаимосвязей. Он хроникер моды и этикета, отобразивший неповторимый облик эпохи в ее сугубо праздничные моменты, когда показное и скрытое сходятся вместе. В этих фотографиях иерархия становится калейдоскопом, а статичный привычный гламур оборачивается неподдельным сиянием. Закрытый мир приоткрывает завесу, и в этих окнах возможностей как будто высвечивается история самого Ларкина – семипалатинского юноши, который каким-то усердным чудом попал в самый что ни на есть высший свет, почти по сценарию «из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка на Марс».

Его погруженность в мировой бомонд действительно поражает – в былые времена он, очевидно, снимал бы черно-белый бал Трумена Капоте или Бьянку Джаггер, въезжающую в Studio 54 на белом коне (Мик Джаггер, кстати, позже попадал в его объектив). В его работах отражается давняя традиция великосветского карнавала, который был, есть и будет, и лучшим саундтреком к этой книге стала бы вечная песенка All Tomorrow’s Parties. Фотографический взгляд Ларкина – восхищенный и насмешливый одновременно, но, как выяснилось, речь его не менее остра, чем камера – не зря он однофамилец одного из тончайших английских поэтов прошлого века.

Tatler Asia
IMAGE Свадьба Бруклина Бекхэма и Николы Пельтц
Tatler Asia
IMAGE Свадьба Бруклина Бекхэма и Николы Пельтц

В переписке ты однажды упомянул, что съемка со свадьбы Бруклина Бекхэма выводит свадебную фотографию на совсем иной уровень. В чем это заключается?

Я никогда не планировал снимать свадьбы и не любил свадебную фотографию – абсолютно отторгаю все эти обряды и традиции и ничего не хочу о них знать. Однако в какой-то момент мостик от светских вечеринок вокруг моды и музыки привел меня к событиям частного порядка. Оказалось, что свадьбы бывают столь же разными, как и сами люди, ну и я принял свою судьбу. Моя задача – увидеть в них больше красоты и смысла, избавив мир от клише свадебной фотографии с ее цветами, пирогами и гостями, где везде более или менее одно и то же. Главная удача – поймать момент трансформации человека, вытащить из невесты ее будущую сущность, новый статус, новую фамилию: когда девушка входит как Никола Пельтц, а выходит как молодая Бекхэм. Притом что сама невеста порой мало кого интересует до свадьбы и весьма часто не интересует после. Например, Китти Спенсер была никому толком не известна до церемонии, и вскоре после интерес к ней пропал – потому что она housewife, сидит дома в Монако с детьми. Но был момент свадьбы, когда она по-настоящему блистала, а я смог увидеть этот блеск.

Свадебная фотография выполняет важную психологическую функцию – она позволяет паре почувствовать себя единым целым, а это очень сильно зависит от фотографа, который может настроить людей на правильный лад. Изначальные ситуации всегда разные. Например, София Ричи, дочка Лайонела, тоже до свадьбы никому особо не была нужна. Я с ней случайно встретился в Париже в Hôtel Costes в январе 2023 года, а свадьба была намечена на апрель. Она меня увидела, подошла, я спрашиваю: «София, what’s about your wedding?» И она мне: «Наш planner тебе напишет». И когда planner написал моему менеджеру, тот мне сказал: «Да кто она такая, зачем тебе это надо? Бюджета там особого нет, к тому же у них уже есть команда фотографов, которых нанял непосредственно ее папа». Но я хотел сделать это.

В первый день я был гостем, а собственно в главный день взял и поснимал. И она выбрала только мои фотографии. В итоге эта свадьба прогремела так, что, когда я десять дней спустя приехал в Нью-Йорк на Met Gala, ко мне просто все подходили с поздравлениями: ах, съемка Софии, такая красота, she’s so iconic. А тогда уже был вовсю тренд на old money, и она пришлась очень кстати со своей классической красотой. На празднике Лайонел Ричи пел песню Hello, была также ее сестра Николь Ричи, что замужем за Джоэлом Мэдденом, вокалистом группы Good Charlotte, другой вокалист которой, Бенджи Мэдден, в свою очередь, женат на Кэмерон Диас. То есть это такая арт-семья, и на свадьбе все было очень красиво, но мне не казалось, что это прямо нужно всему миру. Оказалось, нужно до сих пор! Часто я сам не понимаю, что вижу. Все теперь хотят фото на стуле, как у нее, платье, сеттинг, все-все-все. И я знаю, как сделать это лучше всех.

Как тебе свадьба Джеффа Безоса?

Она прошла успешно, и я свою задачу выполнил. Меня наняли как раз для того, чтобы зафиксировать ту самую перемену статуса. Там был еще другой их постоянный фотограф, но он не снимал это. А в моем случае речь шла конкретно о финале церемонии, когда он и она идут под руку, как married couple. И как только эта проходка была совершена, моя команда тут же сделала editing кадра, его утвердили, и он вышел онлайн – никаких других кадров совместных выходить не будет. Этот кадр разлетелся по всему миру и, конечно, принес много чести и мне тоже. Я при этом снимал и все остальное там тоже, но эти фотографии никогда не увидят свет, они останутся для личных альбомов.

Это был один из самых потрясающих опытов в моей жизни, потому что мы имели дело с немолодыми людьми, которые не первый раз женятся, и они просто праздновали свою любовь и решение быть вместе на глазах у своих близких, родных, детей. Все это было очень закрыто, спрятано в саду на острове в Венеции, никто никогда эту свадьбу не увидел бы – я не знаю, почему возник весь этот шум и протесты по поводу того, что они якобы занимают весь город. Впрочем, люди вообще имеют тенденцию ненавидеть богатых людей, особенно тех, которые свободно себя чувствуют в своем статусе и устраивают, например, девичник в космосе, а не прячутся. Нет, все было очень скромно, красиво и со вкусом, никаких золотых тарелок, ничего лишнего. Даже торта не было. Just a celebration of love. Я, конечно, горжусь результатом, но хочу сказать спасибо им, потому что они крутые.

Tatler Asia
IMAGE Свадьба Лорен Санчес и Джеффа Безоса
Tatler Asia
IMAGE Тайка Вайтити и Шэрон Стоун

Король папарацци Рино Барилари однажды сказал мне в римском Harry’s Bar, что, помимо связей и дружеского расположения, нужно еще уметь вторгаться в свет, чтобы люди все-таки воспринимали тебя немного чужаком – якобы именно эта дистанция дает нужный снимок. Так ли это?

Я все же хотел бы отделить себя от бесконечных сравнений с Роном Галеллой и разными папарацци прошлого. Хотя изначально многим, особенно в Италии, приходила в голову именно эта параллель, поскольку я использую candid shots и снимаю много селебрити. Да, на моих снимках есть персонажи, которые не позируют, это специальный прием, чтобы снять с людей маску. Но на самом деле люди, которые надели маску и позируют, не менее интересны и смешны, нежели те, кого застали врасплох или же они забыли ее надеть. Тот случай, когда телефон случайно включает фронтальную камеру и ты видишь все свои 13 подбородков. Это как раз культура папарацци – объективная фотография. Через секунду ты в ужасе поворачиваешь лицо в более выгодный ракурс, раскрываешь глаза – но это и есть маска! Когда человеку не все равно, что о нем подумают, – это уже маска. Она ничего не скрывает, а еще больше обнажает то, кем ты являешься, если, конечно, правильно запечатлеть, а именно этим я и занимаюсь. У меня есть и то, и другое, но мне больше нравится идея изучения общества через камеру. Для меня фотография – это больше social studies.

Что касается вторжения, то я начинал с этого чувства, когда взял в руки камеру и пошел снимать все то, что когда-то являлось моей мечтой: я родился в маленьком городе в Казахстане, так что расстояние до мечты было весьма значительным. И, столкнувшись однажды с этим миром очень богатых, красивых и знаменитых людей, которые собираются в одном месте, я хотел в первую очередь запечатлеть этот мир, а во вторую – показать им же, как они выглядят. Я был тем человеком, который врывается, точнее пробирается – ворваться туда не ворвешься, нужно именно пробраться, проникнуть. У меня была эта возможность побыть внешним элементом и увидеть что-то со стороны – это как раз то, чему будет посвящена моя первая книга.

Но это было возможно до тех пор, пока я сам не стал частью этого общества. Сейчас у меня нет костюма-невидимки. Я очень громко появляюсь в комнате, люди, завидев меня, сами кучкуются и позируют, то есть натягивают свои социальные маски, которые меня интересуют и когда надеты, и когда их нет. Но срывать эти маски с людей стало очень сложно. Истории анонимного мальчика, который заходит и тайно делает интересные кадры, – ее больше нет. Последний мой, можно сказать, провал в хорошем смысле случился в прошлом году, когда Swarovski позвали меня снимать Венский оперный бал. Это достаточно открытое для людей мероприятие, можно купить билет или оставить заявку на участие – что-то типа бала дебютанток, только в гораздо большем масштабе. Я был счастлив оказаться там, где нет никаких звезд и где меня никто не знает, чтобы снова снимать и видеть свежим взглядом. И меня совершенно ошеломило то, что люди, едва заметив меня с камерой в руках (а я снимал на пленку), бежали за мной с криками: «а мы можем как-то получить эти фотографии, а можете их нам показать?» Я объясняю, что это пленочная камера. «Ну тогда можете их нам прислать?»

Ну человек с камерой всегда вызывал известный ажиотаж, вспомним фильм «Фотоувеличение».

Но 10–15 лет назад, когда я начал снимать, люди не реагировали так на сам факт фотографирования! Instagram только начинался, и никто не бегал за тобой. Никто не знал, что такое контент, такого слова-то не было. Сейчас фотография превратилась в контент – нечто такое, что можно отправить в соцсети. Но если кто-то сделал вашу фотографию, это не значит, что вы имеете на нее право – не во всех случаях, но в целом. Подобно тому, как цветочек не имеет прав на свои изображения – то же самое, в общем-то, и с человеком. Мир изменился, фотография стала общедоступной, все носят телефоны, все создают контент. Это естественный процесс, и фотография не всегда является искусством, она давно стала и сервисом, и ремеслом, и инструментом, но моя задача – показать ее именно как искусство. Чем больше я развиваюсь, тем меньше снимаю, потому что для меня уже есть большая разница между ремеслом и искусством. Когда я снимаю детский день рождения – это сервис. Ты просто обслуживаешь ситуацию, что тоже бывает. Но когда тебя просят увидеть человека с какой-то определенной точки, которая должна поменять его жизнь, это уже сервисом не назовешь. Это искусство.

Tatler Asia
IMAGE Гости Pre-BAFTA Dinner Party, 2018
Tatler Asia
IMAGE Хелен Миррен

Был такой английский фильм «Дорогая» с Джули Кристи, там один из персонажей, рекламщик, роняет фразу о том, что ложь можно снимать так же искренне, как и правду. Под ложью в данном случае подразумевались те самые маски, о которых ты говоришь. В чем для тебя состоит этот момент искренности, который передается фотографией?

В первую очередь это чувство юмора. Оно, я считаю, вообще является главным инструментом для понимания. Фотография без слов, не вдаваясь в подробности, может передать некий казус, несовпадение, диссонанс. Потому что если что-то расписано от А до Я, то это становится настолько подробным, что даже непонятно. Момент непонимания – это сам по себе язык. Я оставляю пробел, многоточие, куда каждый может вписать собственную мысль. В первую очередь я, конечно, вижу гармонию и красоту, но по пути замечаю много чего интересного, так что во многих моих фото есть скрытые послания. Смешного я никогда не пропущу. Правда, на свадьбах для юмора остается меньше места – ну разве что в поздние часы.

Есть ли великосветские события, куда тебя пока не пускают снимать?

Я никогда не снимал внутри Met Gala, возможно, это случится в следующем году. Это самое закрытое мероприятие в мире, фотографу можно снимать вокруг да около, но сам dinner нельзя. Мы с детства привыкли к тому, что ужин – это что-то домашнее и интимное. Когда меня выбросило в этот огромный мир бесконечных ужинов и человеческих собраний, я просто обалдел от того, насколько сама идея ужина никого не интересует. Во-первых, там никто не ест. Во-вторых, люди ведут себя там совершенно иначе – никакой интимности, здесь никто никого не знает, все приходят красоваться и наводить связи. Я постоянно наблюдаю это ощущение deplacement – когда человек чувствует себя не в своей тарелке. А на гала-ужинах оно усиливается втройне. Люди ведут себя так, как ведут, потому что или они не знают правил, или им плевать на правила, или у них есть какая-то своя задача, о которой мы не подозреваем. Соответственно все это вместе складывается в совершенно дикую визуальную картинку, которая говорит сама за себя. Вообще, раньше в таких местах я замечал у себя взгляд растерянного ребенка – я был настолько обсессивно увлечен изучением правил, подготовкой себя к входу в этот мир, что, наверное, перестарался.

Это как в считавшемся потерянным и недавно обнаруженном романе Лимонова герой, приехавший покорять Москву, признается – я был более москвич, чем сами москвичи.

Да, и когда я попал в этот мир, оказалось, что эти правила знаю только я, что эти книги читал только я и вообще о том, как надлежит себя вести в элегантном обществе, осведомлено очень мало людей. Однако это общество существует, это правда. Я еще не до конца в него проник. А все остальное – это, извините, то, что я увидел по дороге туда.

Tatler Asia
IMAGE Опра Уинфри, Зои Кравиц и Николь Кидман

Ты упомянул тренд старых денег. Какие еще тенденции ты сейчас наблюдаешь по дороге туда – в какую сторону вообще меняется это элегантное общество?

Как ни странно, я вижу большой поворот к консерватизму и цензурированию всего. Те процессы, что 15 лет назад были свободными и спонтанными, теперь жестко программируются. Если раньше можно было увидеть всех людей в одном месте, то сейчас это почти невозможно. Я много работаю с модой, и сегодня, когда бренды устраивают клиентские мероприятия, на них сложно увидеть богатых людей из разных стран вместе – все принято разделять по регионам. Люди хотят заранее удостовериться в том, что на мероприятии их будет окружать публика из их среды обитания. 15 лет назад все было совершенно иначе, это был сплошной melting pot, в том числе и в Москве, где в большом клубе можно было встретить всех – от герцога Кентского до трансвеститов из «Трех обезьян». А уж в Милане что творилось! А сегодня, если ты хочешь увидеть панков, ты идешь к ним в их панковскую дыру, но ты больше не увидишь рядом с ними светских женщин. Конец этого периода как раз хорошо виден в моей книге. Ну или если отмотать мой Instagram к началу – хотя я сейчас стремительно удаляю оттуда все, чтобы придать веса книге. Сейчас все стало более регламентировано и консервативно.

Также я замечаю, что деньги сегодня абсолютно правят миром. Раньше за теми же модными домами или какими-то организациями, которые приглашали состоятельных людей, были закреплены определенный снобизм и воспитательная функция. Богатых ставили в определенные рамки – даже за ваши деньги вы будете вести себя так, как мы вам скажем. Сейчас этого все меньше. Если ты платишь – ты абсолютно решаешь. Хочешь попасть на Met Gala – плати $3 000 000 с пары, и ты идешь на Met Gala. Неважно, кто ты и что ты – деньги решают все. Раньше такого не было. И поэтому важно было знать гораздо больше, чем мы знаем сейчас. Сейчас важно лишь знать, достаточно ли у тебя денег, чтобы туда попасть.

Как вообще сегодня можно выделиться при таком переизбытке изображений? Что делать молодому фотографу в эпоху нашей, так сказать, технической гипервоспроизводимости?

Знаешь, наше интервью ChatGPT написал бы очень быстро – я это пробовал, и хотя это прям очень плохо, но в принципе сойдет за интервью. То же самое касается фотографии – как бы ни продвигали все эти мобильные производства картинки, они хороши для чего-то другого, но не для того, чтобы картинка осталась на время с нами. Это разные медиумы и способы производства изображений. Если мы хотим, чтобы картинка осталась с нами надолго – это скорее всего должна быть пленка.

Вообще, сила изображения – в абсолютной бездонности вариантов. Но как выделяться в этой бездонности – этот вопрос каждый должен задать себе сам. Я-то очень люблю выделяться и очень не люблю быть маленьким голосом в большом хоре. Хотя в любом случае наш голос в нем мал, но он должен выделяться. Есть простой способ, который советуют все и всем: нужно быть собой и делать только то, что нравится лично тебе. Тогда ты добьешься максимального успеха. Прикидываться кем-то другим всегда получается хуже. Навряд ли твоя собственная ниша будет занята и найдется еще один человек с абсолютно идентичным набором критериев и талантов.

Tatler Asia
IMAGE Сальма Хайек
Tatler Asia
IMAGE Аня Тейлор Джой и FKA-Twigs

Коль скоро мы заговорили об идентичности – ты чувствуешь какую-то связь с Казахстаном?

Казахстан был для меня как Байконур, площадка для запуска. Он дал мне свободу понимания, потому что казахи – народ достаточно свободный, и свойственное им любопытство и открытость культуры сыграли очень большую роль. Я думаю, что более московский зашоренный взгляд был бы для меня более сложным инструментом для проникновения в общество. Когда мне было девять лет, в нашу школу по обмену приезжало много преподавателей в связи с ядерной тематикой, и моей учительницей английского стала американка по имени Мэри, царство ей небесное, она была из Сан-Франциско и на старости лет приехала волонтером в Казахстан. Мое первое столкновение с глянцевой фотографией произошло благодаря журналу Newsweek, который она привозила с собой, чтобы я учил по нему язык. Меня абсолютно поразили качество глянцевой бумаги, печать фотографии, я впервые увидел, как выглядят голубые воды Карибского бассейна и белые пляжи. Впервые увидел людей в смокингах и вечерних платьях. Я сказал себе: ок, существует другая планета, и первый мостик туда – это английский язык. Выучил его очень быстро и даже сам потом стал преподавать в той же школе.

Tatler Asia
IMAGE Мерт Алас и Канье Уэст

На этой другой планете ты встречаешь бывших соотечественников?

Я никогда не забывал, откуда я родом, и следил за такими же. Разумеется, я познакомился с Гогой Ашкенази, тем более что она тоже жила в Милане. Кроме нее, это Бота Кошенова, это, конечно же, Лилия Рах, которая всегда производила сумасшедшее впечатление своим вкусом и манерой поведения. На запуске Tatler я увидел очень интересную картину казахского светского общества – отличную от других стран того же региона.

В чем отличие?

Казахи – они classy, вот такое слово я бы подобрал. Если кому-то нужно подчеркнуть свое богатство чем-то супернарядным и декоративным, то казахский способ появляться в обществе – это всегда сдержанность образа, это черно-белое, это Chanel, это такая игра в классицизм. Подобное редко где встречается, например в Азии, такое можно наблюдать в каком-нибудь Гонконге или Индонезии. Я был в Брунее в прошлом году, снимал королевскую свадьбу. Я ожидал там абсолютный разнос, но они тоже оказались очень-очень классическими. Там не приняты в самом высоком обществе какие-то кричащие цвета и формы. Все очень сдержанно, мужчины всегда в смокинге, женщины в сдержанных длинных платьях, и отрываются они только на размерах камней и ювелирке. В Казахстане мне нравится этот культ класса, видно, что люди в себе это взращивают и пестуют.

Я не казах по национальности, но все же эта культура, школа, наши соседи-казахи по лестничной клетке, к которым я постоянно ходил есть бешбармак и где меня принимали как своего, – все это накладывает отпечаток. И я очень горжусь развитием, освобождением страны от каких-то оков прошлого и формированием собственной идентичности – вкупе с определенной дозой национальной гордости это дает очень хороший результат. Гордость и открытость должны идти рядом – и это то, что есть у казахов. Я мечтаю, кстати, приехать в Алматы и снять казахскую свадьбу.

Темы