IMAGE Сағи Тоқтамов | Фотограф: Санжар Нукасов 

Сағи Тоқтамов – о полетах, юморе, отношениях с начальством и о том, как не выгореть на работе

Провести стендап на борту самолета – необычная идея, которая пришла в голову бортпроводнику с колоссальным стажем и двадцатью тысячами часов налета Сағи Тоқтамову. Его главное увлечение – дарить людям улыбку. На работе он шутит с коллегами и пассажирами, снимает короткие ролики и делится секретами внутренней кухни в соцсетях. Совместив любимое хобби с непростым трудом, Сағи нашел формулу, благодаря которой и пассажирам спокойнее, и самому есть ради чего возвращаться на борт.

Карьера в авиации

«Живу на два города: семья в Алматы, работа в Астане. А сам я родом из Алматинской области, города Жаркента. До 19 лет об авиации не имел представления. По образованию я вообще учитель английского», – говорит Сағи. Путь в авиации начался неожиданно – помогал знакомой с резюме, а она при подаче отправила и его CV. «Нас пригласили, и мы оба прошли. Мне так понравилось, так затянуло, что я задержался и состоялся как бортпроводник», – делится Сағи. Сегодня за плечами у него 16 лет опыта, восемь из которых он провел в QAZAQ AIR. «В Air Astana я тоже работал, но там бы в качестве комика не раскрылся – формат немного иной. В отличие от QAZAQ AIR там слишком много факторов, которые мешают живому общению с публикой».

Tatler Asia
Tatler Asia

Борьба с выгоранием

Были моменты, когда Сағи Тоқтамов всерьез задумывался об уходе из авиации. Стресс брал верх, и ему хотелось полностью посвятить себя хобби – писать шутки и выступать. В итоге хобби и стало спасением от выгорания. «Давно придумал для себя лайфхак: когда читаю книгу на работе, всегда останавливаюсь на самом интересном месте. Не дочитываю дома, чтобы было желание вернуться на работу и продолжить. Теперь мой якорь – люди, а не книги. С нетерпением жду встречи с пассажирами – это мое спасение. Раньше хотелось поскорее закончить сервис и уйти пить чай, а теперь наоборот – тянет в салон, разговаривать».

Сағи признается, что историй, «чтобы челюсть отвисла», немного – и это хорошо. «Мне везет с пассажирами. Медицинских кейсов было мало. Но я лично знаю тех, кто за первый месяц работы бортпроводником прошел невероятно стрессовый путь – от откачивания пассажиров до аварийной посадки. Профессия непредсказуемая».

Tatler Asia
Tatler Asia

Становление комика

Сначала Сағи Тоқтамов просто копировал тренды. Потом начал читать книги по стендапу, записался на курсы по комедии и сценарному мастерству. «В конце концов я нашел свой стиль и придумал различные формулы шуток. Точно могу сказать, что сейчас людям больше заходит "трушный", жизненный контент, а не очередной липсинк», – говорит Сағи.

У комика нет заранее прописанного сценария на рейс. «Шутки придумываю на ходу. Когда не могу найти остроумных ответов, делаю заметки в блокноте, “докручиваю” их в свободное время и выдаю при первой возможности. Иногда попадаются пассажиры, которые легко идут на контакт. Публика ловит вайб и ты разгоняешься на этой волне. В таких случаях отснятого материала хватает с лихвой на один-два рилса».

Когда речь заходит о границах юмора, Сағи Тоқтамов признается, что старается не шутить на религиозные темы. Однако, если шутка в таком ключе способна не задеть, а наоборот – разрядить обстановку, он не станет от нее отказываться. «Например, пассажир заходит в салон со словами: “Бисмиллях”, а я ему говорю: “Ну вообще-то у нас самолет не такой старый, можете не переживать”. Я смеюсь не над религией – я снижаю тревогу». Когда человек улыбается Сағи в ответ, он понимает, что шутка сработала. «Над хорошей шуткой собеседники смеются вместе, над плохой – один».

Tatler Asia
Tatler Asia

Съемочный процесс

Свои видео Сағи Тоқтамов снимает на миниатюрный стедикам DJI Osmo Pocket: крепит его на сервисную тележку или в салоне. «Камеру не прячу – скрытая съемка это низко. Пассажиры видят ее, машут, передают привет близким. Кадры всегда согласовываю и выкладываю только с разрешения. Вы бы знали, от какого количества классного материала пришлось отказаться. Я ведь не знаю, с какой целью и настроением летят пассажиры. У кого-то горе, кто-то не выспался. В первую очередь я – лицо компании», – говорит Сағи.

Желающих засветиться в видео у Сағи хоть отбавляй. Некоторые даже интересуются его расписанием и пытаются попасть на один рейс с комиком, но к выбору героев он подходит осознанно. Поводом может стать интересный предмет, нетривиальный вопрос или забавная ситуация. Просто останавливать человека ради контента он не станет.

Tatler Asia
Tatler Asia

Взаимовыгодные отношения

Позволить сотруднику провести стендап на борту самолета – решение, на которое осмелится не каждое руководство. «Мне безумно повезло с начальством. Оно ценит мой юмор, но просит подходить к нему с особой аккуратностью».

Увлечение Сағи Тоқтамова вызывает у людей неподдельный интерес к его профессии. «Я показываю атмосферу на борту и в коллективе такой, какая она есть, – и это работает на имидж компании». Тем, кто вдохновился примером Сағи и загорелся желанием стать бортпроводником, стоит знать, что профессия требует миролюбия и стрессоустойчивости. «Людям часто нужно высказаться и выплеснуть негатив, долю которого ты тоже получишь. Но я все принимаю не на личный счет, а на униформу. Зачем портить себе настроение, когда после работы дома ждет семья? Я просто улыбаюсь и делаю свою работу».

Tatler Asia
Tatler Asia

Планы на будущее

В начале творческого пути все держалось на энтузиазме – Сағи не зарабатывал, не ленился, просто делал свое дело. Результаты стали заметны, когда аудитория выросла до семи тысяч подписчиков. Коллеги с других авиалиний начали узнавать его, знакомиться, угощать и, главное, благодарить за творчество.

«Сейчас работаю на имя, чтобы потом оно работало на меня. У меня еще много планов, связанных с авиацией, – хочу довести все до ума, поставить точку в этой главе и двигаться дальше, – говорит Сағи Тоқтамов. – Когда хобби начнет приносить стабильный доход, хочу собрать команду и запустить свою контент-машину, которая будет работать 24/7. Я уже нашел себя. Мое призвание – дарить улыбку людям. Это лучшая награда».

Продюсер – Айгерим Танатар
Фотограф – Санжар Нукасов 
Цветокор и ретушь – Альбина Арбузова
Ассистент фотографа – Акжан Куандыков
Стилист – Алуа Кенжебек
Ассистент стилиста – Камила 
Визажист – Карина Бабеджанова 
Хэйр-стилист – Екатерина Чистюнина 

Одежда:
1.  MazaltovMan 
2.  Shetél 

Темы