IMAGE Кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix

Как создатели сериала «Игра в кальмара» превратили социальную сатиру в главное шоу десятилетия. Осторожно: текст содержит спойлеры к предыдущим сезонам шоу

Экшен, массовые убийства, беспощадное классовое неравенство, деньги – и снова деньги. Кажется, сериал «Игра в кальмара» собрал все, за что мы ценим хорошие южнокорейские триллеры. К этому добавьте масштаб Netflix, известных актеров и формат детских игр, где цена ошибки – смерть. В итоге – одно из самых популярных шоу десятилетия. Первый сезон всего за месяц набрал полтора миллиарда часов просмотров. Спустя три года, в 2024 году, второй сезон «Игры в кальмара» затмил все громкие релизы Netflix: «Бриджертоны», «Очень странные дела» и даже «Уэнздей». Уже завтра выходит финальный сезон «Игры в кальмара».

Рассказываем, как и почему авторская история режиссера и сценариста Хван Дон Хёка о борьбе за выживание стала мировым феноменом? Чем сериал обогатил жанр антиутопии и чего ждать от нового сезона?

Капитализм Южной Кореи

«Я хотел создать историю-притчу о современном капиталистическом обществе – такую, которая отражала бы ту экстремальную конкуренцию, которую мы все переживаем», – объяснял Хван Дон Хёк. Он придумал идею еще в 2008 году, на пике Великой рецессии. Но реализовать проект удалось только в 2019 году, когда Netflix начал активно поддерживать сериалы не на английском языке.

Несмотря на десятилетнее ожидание, «Игра в кальмара» оказалась актуальной и сегодня. Как и любая сильная притча, она устояла перед временем. Южная Корея остается ярким примером капиталистической веры в элитарность и культ продуктивности. Здесь антиутопия – не вымысел, а реальность. В «Голодных играх» и «Бегущем по лезвию» антиутопия где-то в далеком фантастическом будущем. Трагедия же «Игры в кальмара» пугающе правдоподобна, особенно в реалиях Южной Кореи.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix

Передовая медицина, урбанизация, успехи в электронике, автомобилях и индустрии развлечений – Южную Корею часто называют примером успешной экспортной экономики. Лишенная «нефтяной подушки», она сделала ставку на высокие технологии и инновации. Однако за впечатляющими достижениями скрываются и тревожные цифры: одни из самых высоких показателей самоубийств в мире, растущая долговая нагрузка, исчезновение среднего класса. Эту реальность и отражает «Игра в кальмара».

Бурлящий Сеул здесь разделен по вертикали: привилегированные и успешные живут в стеклянных небоскребах, остальные – перебиваются низкооплачиваемыми подработками и ютятся в тесных подвалах. Вспоминаем квартиру семьи Ким из «Паразитов». 

В сериале поднимается и тема неоколониализма в глобализированном мире. В играх участвуют только представители рабочего класса – из Кореи и других стран Азии. А наблюдают за ними спонсоры: карикатурные белые мужчины в масках и с утрированными акцентами. Они сидят в отдельной комнате, где женщин используют как «живую мебель».

Tatler Asia
IMAGE Кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix

Игра с жанром и символикой

Такая «вертикаль» прослеживается повсюду. Особенно искусно в сет-дизайне, это заслуга художественного директора Чхэ Ген Сон. Пространство, где находятся участники, напоминает муравейник: кровати расставлены ярусами, одна над другой. Камера часто показывает, как игроки поднимают взгляд вверх – туда, где под потолком висит огромная прозрачная копилка в виде свиньи. Она наполняется деньгами после каждой смерти. Это и есть местное «солнце» – символ желания, власти и жизни.

«Солнце» создает иллюзию: будто стоит лишь постараться, раскрыть свои сильные стороны, и путь наверх станет возможным. Кто-то пытается сделать это с помощью расчетливости, как бывший отличник Чхве Сан У, друг Ги Хуна. Кто-то за счет грубой силы, как бандиты из первого сезона. Кто-то благодаря харизме и дару убеждения, как шаманка из второго. Но в этой системе все решает только слепая удача. Остается вопрос: можно ли вообще назвать муравья победителем?

Tatler Asia
IMAGE Кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix
Tatler Asia

Лабиринты, по которым участники передвигаются между играми, напоминают картину нидерландского сюрреалиста Маурица Эшера – «Относительность». Бесконечные лестницы и невозможные переходы, как на гравюре Эшера, становятся символом абсурдного социального лифта. Герои пытаются подняться вверх, к свободе, но этот выход – лишь иллюзия. Вертикаль пути – это ловушка, встроенная в саму систему. Правила задают те, кто уже наверху, а борьба лишь повторяется по кругу. Возможно, поэтому сцена восстания игроков во втором сезоне происходит именно здесь.

Принцип вертикали прослеживается и в самих играх. В испытаниях с перетягиванием каната или на стеклянных мостах – проигравшие падают вниз, а выжившие поднимаются выше. В игре «Красный свет, зеленый свет» гигантская кукла Ён Хи возвышается над участниками, словно божество. В третьем сезоне к ней присоединится новый персонаж – Чуль Су. Вместе они будут крутить огромную скакалку над узкими рельсами. Игрокам придется перепрыгивать через веревку, чтобы не сорваться в бездну.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix

Сериал наполнен удачными культурными референсами. Режиссер активно заимствует идеи из популярной культуры. Жестокая концепция игр на выбывание взята из книги «Королевская битва». Только здесь вместо школьников – доведенные до отчаяния взрослые, которых контролируют жадные богачи, как в аниме «Кайдзи». Простые игры с психологическими ловушками, как в аниме «Игра лжецов», позволяют лучше раскрыть персонажей. В «Игре в кальмара» есть и отсылка к «Матрице». Противопоставление синего и красного становится символом ложного выбора – между спокойным неведением и жестокой правдой. Вспомните синие и красные ттакчи – конверты, которые рекрутер предлагал будущим игрокам в первых сериях. То же самое видно и в форме игроков. «Синие кружки» – те, кто поверил в возможность спасения, «красные кресты» – те, кто решил продолжить игру и стал ее проводником.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix
Tatler Asia

Все звезды Кореи

Только по-настоящему искушенный в «корейской волне» зритель сможет по достоинству оценить, насколько звездный актерский состав собрался в проекте. Первый сезон вернул популярность Ли Джон Джэ и стал ярким дебютом для Чон Хо Ён. Классический герой мелодрам Гон Ю появился в роли рекрутера, а Ли Бен Хон в образе загадочного Фронтмена.

После оглушительного успеха первого сезона казалось, что на кастинг второго пришли все самые знаменитые актеры Южной Кореи. В итоге в проект попали T.O.P из Big Bang, а также восходящие звезды дорам Пак Сон Хун и Пак Гю Ён. Пак Сон Хун, прославившийся благодаря роли в The Glory, на этот раз сыграл женщину. Персонаж Пак Гю Ён, Охранник 011, напоминает героиню Чон Хо Ён – хладнокровную и смекалистую северокорейскую беженку. Особенно запомнился дебют к-поп-айдола Чо Юри. На сцене она милая и кокетливая, а в сериале харизматичная и с твердым характером.

Во втором сезоне «Игры в кальмара» актерский состав полностью обновился. Многие критиковали продакшн за большое количество новых персонажей, что мешало следить за сюжетом и отвлекало от историй героев. Возможно, это неизбежный недостаток жанра «игр на выживание». Однако третий сезон обещает уделить больше внимания тем, чьи истории не были раскрыты.

Tatler Asia
IMAGE Чо Юри, кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix
Tatler Asia
IMAGE Пак Сон Хун, кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix
Tatler Asia
IMAGE Ли Джон Джэ, кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix
Tatler Asia
IMAGE Чон Хо Ён, кадр из сериала «Игра в кальмара» | Netflix

Третий сезон

В финале второго сезона игра неожиданно прерывается. Под руководством Ги Хуна участники захватывают оружие и поднимают мятеж против системы, но терпят поражение. Третий сезон начинается сразу после этих событий. Сломленный предательством и гибелью друзей, Ги Хун снова вступает в игру, чтобы уничтожить систему изнутри. Тем временем Фронтмен уже готовит ответный удар. Их противостояние становится движущей силой сюжета. Именно эта борьба определит победителя – между добром и злом, слабыми и сильными, бедными и богатыми, живыми людьми и безликой машиной системы. Но есть ли вообще надежда на счастливый финал?

По словам создателя, Хван Дон Хёка, – да. «Даже когда кажется, что участники полностью утонули в отчаянии, страхе и боли, всегда находятся те, кто не теряет человечность. Я хочу нести надежду», – говорит он.

Возможно, мы и бессильны перед системой, но никто не может запретить нам бескомпромиссно ругать ее вместе.

Темы