Обсуждаем, почему всех волнует низкий рост, на примере казахстанского фильма «Биік сезім». Осторожно: в тексте есть спойлеры и на «Материалистку»
Казахстанский фильм «Биік сезім» оказался далеко не о высоких чувствах. Под призмой романтической комедии скрывается глубинная коллективная травма, связанная с дискриминацией по росту. Примечательно, что одновременно в кино идет американский фильм «Материалистка», где также подняли эту щепетильную тему. Рост давно перестал быть просто физиологической характеристикой и стал символом привлекательности и успеха. В «Материалистке» объясняют, как рост влияет на образ харизматичного миллионера Гарри. Останься он 165 см, никакие деньги мира не заставили бы Люси взглянуть в его сторону. Высокий рост – это природный магнетизм, без которого Гарри превращается в обычного парня, живущего на папины деньги. Что-то похожее заложено и в фильм «Биік сезім», только здесь главный герой остается низким.
«Биік сезім»
Ромком, завязанный на росте мужчины, уже стал классическим тропом. Его можно встретить во французском фильме «Любовь не по размеру», аргентинском «Львиное сердце» и индийском «Ноль». Только в «Биік сезім» от романтической комедии осталась лишь идея: герои избегают внутренней трансформации, их отношения не развиваются, конфликты решаются за кадром или посредством странных комических вставок. Фильм теряет остатки романтической интонации, когда герои приезжают на СТО и механик обращается к Биік (главный герой): «Жаман тесіпсің ғой мына қызды!» (с каз. – «Сильно ты проткнул эту девчонку!»), а затем к Сезім: «Спираль бар ма?» (с каз. – «Есть спираль?»). С этого момента фильм становится сомнительной комедией исключительно для мужской аудитории. Добавьте к этому озабоченный взгляд, которым главный герой постоянно провожает девушку, и сцены начинают вызывать не умиление, а отвращение.
Биік получился странным, неуклюжим и закомплексованным. Он действует от обратного, в офисе запрещает все, что может подчеркнуть его невысокий рост: длинные карандаши, большой донер и баскетбол. Фраза «Если низкий будет с низкой, какими будут наши дети?» – стала апофеозом его стереотипного мышления.