IMAGE Кадр из фильма «Биік сезім»

Обсуждаем, почему всех волнует низкий рост, на примере казахстанского фильма «Биік сезім». Осторожно: в тексте есть спойлеры и на «Материалистку»

Казахстанский фильм «Биік сезім» оказался далеко не о высоких чувствах. Под призмой романтической комедии скрывается глубинная коллективная травма, связанная с дискриминацией по росту. Примечательно, что одновременно в кино идет американский фильм «Материалистка», где также подняли эту щепетильную тему. Рост давно перестал быть просто физиологической характеристикой и стал символом привлекательности и успеха. В «Материалистке» объясняют, как рост влияет на образ харизматичного миллионера Гарри. Останься он 165 см, никакие деньги мира не заставили бы Люси взглянуть в его сторону. Высокий рост – это природный магнетизм, без которого Гарри превращается в обычного парня, живущего на папины деньги. Что-то похожее заложено и в фильм «Биік сезім», только здесь главный герой остается низким.

«Биік сезім»

Ромком, завязанный на росте мужчины, уже стал классическим тропом. Его можно встретить во французском фильме «Любовь не по размеру», аргентинском «Львиное сердце» и индийском «Ноль». Только в «Биік сезім» от романтической комедии осталась лишь идея: герои избегают внутренней трансформации, их отношения не развиваются, конфликты решаются за кадром или посредством странных комических вставок. Фильм теряет остатки романтической интонации, когда герои приезжают на СТО и механик обращается к Биік (главный герой): «Жаман тесіпсің ғой мына қызды!» (с каз. – «Сильно ты проткнул эту девчонку!»), а затем к Сезім: «Спираль бар ма?» (с каз. – «Есть спираль?»). С этого момента фильм становится сомнительной комедией исключительно для мужской аудитории. Добавьте к этому озабоченный взгляд, которым главный герой постоянно провожает девушку, и сцены начинают вызывать не умиление, а отвращение.

Биік получился странным, неуклюжим и закомплексованным. Он действует от обратного, в офисе запрещает все, что может подчеркнуть его невысокий рост: длинные карандаши, большой донер и баскетбол. Фраза «Если низкий будет с низкой, какими будут наши дети?» – стала апофеозом его стереотипного мышления.

arrow left arrow left
arrow right arrow right
Фото 1 из 4 Кадр из фильма «Любовь не по размеру»
Фото 2 из 4 Кадр из фильма «Львиное сердце»
Фото 3 из 4 Кадр из фильма «Ноль»
Фото 4 из 4 Кадр из фильма «Биік сезім»

Хайтизм

Проблема роста не ограничена одним Казахстаном. В 1971 году социолог Сол Фельдман изучил, как низкорослость влияет на жизнь в американском обществе. Он ввел термин «хайтизм», обозначающий предубеждение или дискриминацию в отношении людей по признаку роста. Хайтизм хоть и не привязан к определенному полу, но чаще касается все же мужчин. Это проявляется как в работе, так и в личной жизни. Согласно исследованию 2004 года, опубликованному в американском научном журнале Journal of Applied Psychology, каждые дополнительные 2,5 см могут приносить мужчине до 1,8% прибавки к годовому доходу. Рост 58% директоров крупнейших компаний из списка Fortune 500 составляет более 183 см (шесть футов), хотя в популяции таких мужчин всего 14,5%. В романтических отношениях 183 см тоже являются немаловажным критерием, особенно в контексте приложений для онлайн-знакомств. В 2025 году «183 см» стали самым частым параметром в анкетах мужчин в Badoo, а в Tinder начали тестировать настройку, которая позволяет подписчикам премиум-плана указывать желаемый рост партнера.

Особенно ярко хайтизм прослеживается в медиа и киноиндустрии, которые собственно и формируют общественное восприятие. На экранах активно скрывают невысокий рост главных героев, применяя различные визуальные уловки. Например, на съемках фильма «Миссия невыполнима» Тома Круза часто снимали снизу, чтобы он казался выше. Роберту Дауни-младшему в «Железном человеке» приходилось носить обувь на платформе. Через манипуляции с ростом прошли Аль Пачино, Дастин Хоффман, Дэниел Рэдклифф и другие актеры, кому не повезло вырасти до заветных шести футов. Невысоких персонажей часто наделяют негативными чертами – они становятся злодеями, комическими антагонистами или воплощением «комплекса Наполеона». Среди ярких примеров – мистер Коллинз в фильме «Гордость и предубеждение», Пингвин в «Бэтмен возвращается», лорд Фаркуад в «Шреке» и Гидеон в «Скотт Пилигрим против всех».

arrow left arrow left
arrow right arrow right
Фото 1 из 4 Мистер Коллинз в фильме «Гордость и предубеждение»
Фото 2 из 4 Пингвин в фильме «Бэтмен возвращается»
Фото 3 из 4 Лорд Фаркуад в мультфильме «Шрек»
Фото 4 из 4 Гидеон в фильме «Скотт Пилигрим против всех»

Радует, что «Биік сезім» идет в ногу со временем. В одной из сцен главная героиня застает своего ухажера на свидании с другой. Она не срывается на соперницу, а разбирается напрямую с мужчиной. Эпизод может пройти незамеченным, но именно в нем – крошечная победа феминизма, редкая для отечественной комедии, ведь женской солидарностью обычно жертвуют во имя эффектного драматизма. Пусть и не всегда успешно, но «Биік сезім» все же пробует быть современным.

К сожалению, фильм просто не работает как ромком. Между героями нет ни эмоциональной динамики, ни «роста». В кино поднимают важную тему, но часто не справляются с собственными амбициями. На уровне идеи – все отлично: история о принятии, переосмыслении норм, просто красивая лепта в отечественную копилку ромкомов наконец. На уровне исполнения – одни провалы: романтика без эмпатии, чувства без страсти, конфликты без катарсиса.

«Биік сезім» мог бы стать редким примером фильма, где невысокий главный герой изображен как уверенный и полноценный. Вместо этого мы видим набор комплексов и насмешек. Ситуация осталась неизменной – в кино нет низких мужчин. А если есть, то как в «Биік сезім» – нелепые и обиженные.

Темы