IMAGE Фотограф: Аружан Жанова

Показываем, что скрывается за привычным образом Зауре Розмат. Обсудили с ней воспитание детей, развитие медиа и поддержку молодых креаторов на STEPPE Awards

29 октября в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая состоится церемония награждения STEPPE Awards. Здесь признают достижения молодых представителей IT, культуры, науки, архитектуры, урбанистики, образования и отмечают социальные инициативы. С момента первой премии прошло два года: изменились правила, появились новые категории и лица. Проект STEPPE за довольно короткое время привлек большое внимание представителей креативных индустрий Казахстана. Оказалось, что у людей есть потребность не только потреблять контент, но и поддерживать тех, кто его создает. Мы встретились с основательницей STEPPE – Зауре Розмат, поговорили о премии, «степной» команде и балансе между карьерой и семьей. В модной съемке мы хотели показать все контрастные грани ее личности: непоколебимая бизнес-леди, заботливая мать двух дочерей и уязвимый креатор со своими страхами и маленькими победами.

Премия STEPPE Awards

Миссия STEPPE – открывать новые лица и поддерживать талантливых ребят. В 2023 году проекту было уже шесть лет, и Зауре почувствовала потребность в новом продукте. Так появилась STEPPE Awards: «Мы понимали, что выросли как медиа. Уже достаточно поддержали людей онлайн, а офлайн их даже не видели». Изучив местный рынок, а следом и зарубежный, в команде пришли к выводу, что креаторам в Казахстане не хватает признания. Разработали новый формат: премия объединяет экспертов из абсолютно разных сфер — от моды до науки и архитектуры, это максимально полярные категории, у которых на первый взгляд не может быть ничего общего. Но, на самом деле, креатив есть и в образовании, и в науке, и в урбанистике, не только в «традиционно» креативных нишах, как арт, кино и музыка, например. Кроме того, премия связывает экспертов и креаторов с бизнес-сообществом и лидерами мнений, инициирует коллаборации между ними, помогает креаторам выходить за привычные рамки и обзаводиться новыми связями для развития их проектов. Но перед воплощением идеи пришлось побороть сомнения: казалось, что людям такой продукт неинтересен. Были и опасения, что победы будут нечестными. На душе Зауре стало спокойно только после самой церемонии: «Видеть, как радуются участники, когда их имена объявляют на сцене, того стоит. Тогда понимаешь, что все не зря».

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова

В STEPPE концепцию выдерживают даже на уровне выбора хедлайнера. В 2023 году на премии выступала малоизвестная группа Kezeń из Атырау. Спустя два года она уже открывала OYU Fest. Важно, что премия не заканчивается одним днем: бесконечно рождаются новые идеи, появляются коллаборации с галереями и между креаторами. Например, в 2023 году STEPPE совместно с Aspan Gallery и Меруерт Калиевой учредили конкурс имени Бахыт Бубикановой: художнице посмертно присудили победу в категории ART.

Символично, что идею с премией Зауре вынашивала два года: раньше ее не получалось провести из-за пандемии COVID-19. На следующий год после запуска начались крупнейшие паводки, ни о каких праздниках не было и речи. Премию перенесли на 2025 год. «Ко мне пришло озарение, когда я летела из Астаны в Алматы. Сразу позвонила команде. Они привыкли к моим спонтанным решениям и полностью поддержали», – признается предпринимательница. – «После со мной связался мой бывший коуч из Сколково и сказал, что позаимствовал мою идею с перерывом. Это оказалось хорошим бизнес-решением: у нас появилось больше времени на подготовку, у людей – больше возможностей заявить о себе». Чтобы расширить границы премии и охватить и региональных креаторов, в 2025 году в STEPPE объявили опен-колл. До этого момента участников и победителей отбирали кураторы, из-за чего некоторые креаторы узнавали о своем участии или победе уже постфактум. Также в 2025 году были введены дополнительные категории и система амбассадорства. Среди новых категорий — мода. Модная индустрия развивается слишком активно, и в STEPPE не могли обделить это вниманием. В шорт-лист в категории попадают интересные молодые дизайнеры, их коллекции отражают и тему поиска корней, и выступают как арт-фэшн манифесты как ответ на происходящее в стране. Категорию поддержал сервис Ultima Яндекс Go, и это пример плодотворного сотрудничества «в долгую»: «Поддержка креаторов — это процесс, и мы рады, что наши партнеры готовы сотрудничать с нами комплексно. Наша цель — стимулировать приток инвестиций в креативную экономику, помогать ее развивать. Для брендов и бизнеса это хороший кейс в контексте корпоративной социальной ответственности, а еще — это legacy. Шанс оставить свой след, который будет с тобой надолго».

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова
Tatler Asia
Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова

Команда STEPPE

STEPPE Awards не случилась бы без «степной» команды: «Люди должны верить в идею, как бы банально это ни звучало». В STEPPE собрались универсальные молодые ребята, которые не боятся вызовов: они дают Зауре возможность посмотреть на мир глазами зумеров, а она им – миллениальское планирование. Основательница «Степи» с грустью отмечает волатильность современного рынка и тренд на активную текучесть кадров: «Раньше я расстраивалась, когда команду покидали крутые сотрудники. Думала, как бы их удержать. Сейчас я понимаю, что невозможно удовлетворить все потребности человека, и стала легче относиться к ситуации». Теперь Зауре радуется, когда ее сотрудникам открываются новые возможности, и гордится тем, что STEPPE становится толчком к развитию крутых специалистов.

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова
Tatler Asia

Семья

Профессионализм Зауре – во многом заслуга ее семьи. Такую же поддержку она оказывает своим детям: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, помогайте, направляйте, поощряйте его начинания. Без этого ребенок никогда не узнает, в чем он силен, к чему у него склонность». Если о Хессе (младшая дочь) говорить пока рано, то в Ханифе (старшая дочь) уже прослеживается характер истинного предпринимателя: «Как-то раз мне позвонила учительница Ханифы и пожаловалась, что моя дочь продает товары в школе. Обычно у родителей первая реакция – отругать ребенка. Вместо этого я просто сказала Ханифе, что ей нельзя ничего продавать в классе, после чего она решила делать это в столовой. Это было мило». Зауре старается выстраивать доверительные отношения с дочерью, как когда-то это делали ее родители: «Меня в свое время поддержал папа: я втридорога перепродавала жвачки из соседнего магазина, а он просил своих рабочих покупать их у меня. Я зарабатывала свои первые деньги и считала себя большой бизнесменкой».

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова

Конечно, отношения в семье строятся не только на взращивании успешных детей. Зауре важно, чтобы ее дети были просто счастливы. При этом она считает, что человек достигает гармонии, только когда реализуется. «Я упустила многое в развитии Ханифы, потому что на тот момент пропадала на работе. Это вечный поиск баланса между семьей и карьерой. На самом деле баланса не существует – всегда есть какой-то перегиб в ту или иную сторону, в зависимости от приоритетов. Когда росла Ханифа, мне надо было становиться на ноги, реализовывать себя. Сейчас у меня материнство более осознанное: теперь перекос идет в сторону ребенка, потому что я понимаю, что самое ценное время – время, проведенное вместе. Я убеждена в одном: реализованная мать равно реализованная и счастливая семья».

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова
Tatler Asia
Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Аружан Жанова

CD – Сергей Юн
Продюсер – Айгерим Танатар
Фотограф – Аружан Жанова
Стилист – Алуа Кенжебек 
Ассистент стилиста – Камила Болаткызы 
Визажист – Карина Бабеджанова 
Хэйр-стилист – Екатерина Чистюнина 

Одежда – Ushatava

Темы